Замечания АППМ по 3 новым приказам Министерства сельского хозяйства РФ

7 мая 2020 г.

Министерства сельского хозяйства РФ подготовило 3 новых приказа:

от 02.03.2020 №100 «Об утверждении Порядка обеспечения надлежащего хранения подкарантинной продукции, подкарантинных объектов до начала осуществления государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора)»;

от 02.03.2020 №99 «Об утверждении Порядка введения временных ограничений на ввоз в Российскую Федерацию подкарантинной продукции и (или) установления дополнительных карантинных фитосанитарных требований к ввозимой в Российскую Федерацию подкарантинной продукции» и;

от 06.03.2020 №112 «Об утверждении Порядка посева и посадки подкарантинной продукции, ввезённой в Российскую Федерацию из иностранных государств или групп иностранных государств, где выявлено распространение карантинных объектов, характерных для такой подкарантинной продукции».

Скачать письмо Минэкономразвития РФ о приказах Минсельхоза России>>

Дирекция АППМ, рассмотрев данные приказы и обобщив предложения своих членов, направила 10.04.2020 года письмо со своими замечаниями:

-Директору Департамента контрольно-надзорной и разрешительной деятельности Министерства экономического развития РФ;

-Директору Департамента оценки регулирующего воздействия Министерства экономического развития РФ;

-В Аналитический центр при правительстве РФ;

-В Федеральную Антимонопольную службу РФ;

-В Министерство Юстиции РФ.

Вышеуказанные приказы вводят избыточные, необоснованные (нет цели регулирования, нет расчётов затрат на предлагаемое регулирование ни со стороны бизнеса, ни со стороны бюджета) и невыполнимые полномочия для ФОИВ, невыполнимые  обязанности для предпринимателей, предусматривают широкий диапазон «усмотрения» для надзорного органа и допускают возможность срыва «посевных компаний», без законных оснований перераспределяют полномочия от регулятора (МСХ) в пользу надзорного органа (РСН). В связи с этим мы просили не согласовывать данные приказы и отправить их в Минсельхоз России для доработки.

Тем не менее,

  1. Приказ от 02.03.2020 №100 «Об утверждении Порядка обеспечения надлежащего хранения подкарантинной продукции, подкарантинных объектов до начала осуществления государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора)» вступает в силу с 8 мая 2020 года.

1.1. В нарушение ч.2  ст.8  206-ФЗ «О карантине растений»  Государственный карантинный фитосанитарный контроль (надзор) (далее - ГКФК(Н)) теперь будет проводиться на любых подкарантинных объектах.

1.2. Приказ содержит неопределённую категорию – «получена информация». Естественно, это приведёт к злоупотреблениям. «Сорока на хвосте принесла» - это тоже получена информация.

А также категорию – «незамедлительно». Это как быстро?

  1. Приказ от 02.03.2020 99 «Об утверждении Порядка введения временных ограничений на ввоз в Российскую Федерацию подкарантинной продукции и (или) установления дополнительных карантинных фитосанитарных требований к ввозимой в Российскую Федерацию подкарантинной продукции» вступает в силу с 8 мая 2020 года.

2.1. Приказ перераспределяет полномочия, установленные законом, на введение временных ограничений на ввоз. Если до  вступления в силу приказа № 99 ограничения на ввоз вводились Минсельхозом России по представлению Россельхознадзора, то теперь Россельхознадзор сам вправе вводить такие ограничения.

2.2. Приказ №99 содержит неопределённую категорию – «в случае наличия информации». В каком виде? От кого получена? – не важно!

  1. Приказ от 06.03.2020 №112 «Об утверждении Порядка посева и посадки подкарантинной продукции, ввезённой в Российскую Федерацию из иностранных государств или групп иностранных государств, где выявлено распространение карантинных объектов, характерных для такой подкарантинной продукции» вступает в силу с 4 мая 2020 года.

3.1. Приказ №112 содержит неопределённую категорию – «где выявлено распространение карантинных объектов». Непонятно, карантинных для какой страны? Для России  или для Таможенного Союза, или для самой страны поставщика подкарантинной продукции, или для страны, где произведена подкарантинная продукция? Все это даёт возможность для применения необоснованно широких пределов усмотрения проверяющих и установления для отдельных лиц исключений из общих правил.

3.2. Приказ №112 содержит невыполнимое требование - «посев и посадка осуществляется под контролем ФОИВ». В стране 70% угодий засевается ввезёнными семенами, поэтому у ФОИВ просто не хватит времени одновременно осуществить такой объем контроля в ограниченные сроки «посевной кампании».

3.3. Приказ №112 содержит норму, запрещающую посев или посадку (5- дневный период принятия решения надзорным органом), и, таким образом, срывающую оптимальные сроки.

Кроме этого, в соответствии ч.2 ст.8 206-ФЗ «О карантине растений» Государственный карантинный фитосанитарный контроль (надзор) (далее - ГКФК(Н)) не проводится в местах посева и посадки, а контроль посева и посадок, в соответствии с ч.1 ст.5  206-ФЗ - не относится к полномочиям РСН, поэтому не может устанавливаться подзаконным НПА.

3.5. Приказ №112 содержит норму о том, что по результатам контроля посева и посадки оформляется акт государственного карантинного фитосанитарного контроля (акт ГКФК(Н)). При этом места, где проводится ГКФК(Н), установлены ч.2  ст.8  206-ФЗ «О карантине растений», среди них нет мест посева или посадки.

 

Все новости

Пресса
Новости, события и Публикации
Важное
XVII КОНФЕРЕНЦИЯ АППМ
6-8 февраля 2024
НОВАЯ ГЕОГРАФИЯ РОССИЙСКОГО ПИТОМНИКОВОДСТВА