Светлана Волкова, главный редактор журнала «Нескучный сад», Украина ( в сотрудничестве с PPH (Plant Publicity Holland)
Уровень развития любой отрасли определяется уровнем ее специализации и кооперации. Чем более четко прописан технологический процесс, тем легче его можно разбить на отдельные части без ущерба для результата. В данной статье я хотела бы дать короткую зарисовку по результатам поездки, организованной РРН (Plant Рublicity Holland). Целью поездки был обмен опытом в области производства хвойных растений, и конечно же, популяризация самих этих растений, произведенных в Голландии. Если написать более просто – нам хотели показать, что растения реально производятся в Голландии, а не только закупаются в других странах для перепродажи через аукцион или многочисленных посредников. Хочу сразу акцентировать внимание на то, что данная статья – не методическое пособие по выращиванию хвойных, и здесь вы не найдете подробного описания технологических процессов производства. Зато в данном ессее вы сможете определить для себя наиболее приемлемое направление развития и уровень производства, к которому необходимо стремиться.
Статистическая справка: Производством хвойных в Голландии занимается 1096 питомников на общей площади
Специализация компаний начинается с укоренения черенков. (В Голландии нет ни одного питомника, осуществляющим полный цикл выращивания растений от семян или черенков до крупномеров). В этом направлении производители тесно сотрудничают с учеными, которые проверяют воздействие различный параметров (например, излучения разных спектров) на скорость и качество укоренения черенков. Меняя спектр, можно до 40% увеличить корнеобразования у определенных сортов).
Другая группа производителей занимается посадкой укорененных черенков из кассет в мультиплаты Р9 и Р10. Интересно то, что одни производители имеют четкий и весьма ограниченный ассортимент best seller-ов, другие стараются предлагать новые или эксклюзивные сорта. Мы посетили небольшое частное предприятие Антона Бютенхюса (Anton Buitenhuis) в Boskoop, который производит мультиплаты хвойных и рододендронов. Питомнику 11 лет, он начинал его с нуля. На питомнике работает 3 сотрудника (!) и сезонно студенты колледжа. Общая площадь питомника –
Контейнерная площадка подготовлена с использованием материалов из лавы, которые с одной стороны фильтруют воду в замкнутом цикле, с другой – противостоят распространению фитофторы. Хозяин заверил, что если черенки здоровы (а его поставщики проверены уже десятилетиями и другого материала не поставляют!), то у него на площадке никакие болезни или вредители на растения не попадают. И он проводит только профилактические мероприятия. Химическую обработку не производят, прополки осуществляют вручную, применяют удобрения длительного действия. Интересно, что рентабельность отдельно взятого растения невелика: 10% от первоначальной стоимости, что составляет всего лишь 0,1 евроцента на растении. Но благодаря большому обороту (по нашим оценкам – порядка 2 миллионов растений в год) получается неплохой доход. Обычно растения выставляют на площадку в марте-апреле, и уже с сентября начинают их продажи, завершая в следующем апреле. Цикл составляет не более года. 60% производства жестко законтрактировано, остальные 40% - продаются в зависимости от конъюнктуры рынка. (www.antonbuitenhuis.nl.)
Следующим циклом производства является пересадка растений из мультиплаты в контейнеры. Мы посетили компанию Koos Buitenhuis (Boskoop), которая специализируется на производстве хвойников и самшита категории top-quality в контейнерах. Компания основана в 1972 году, и имеет 2 производственных площадки. Первая (которую мы посещали)- занимает
В питомнике установлена посадочная машина VISSER (www.visserite.com). Машина выполняет полный цикл посадки и транспортировки посаженных в горшки растений. Далее растения выставляются в теплицу, а через определенное время – на открытую контейнерную площадку. Обрезка растений на площадке производится вручную.
Предприятие производит самшит самых разных размеров. Для обрезки самшита на отдельной ленте горизонтально установлен кусторез, который можно регулировать по высоте в зависимости от размера растения.
Предприятие производит продукцию двух типов – первая,– в отдельном контейнере с этикеткой, вторая – в мультиконтейнере по 6 штук тоже со специальной этикеткой. Основные покупатели – садовые центры и дорогие супермаркеты. Сборные контейнеры по 6 штук – одна из «модных тенденций» последних лет - когда потребитель покупает сразу ассортимент из нескольких разных маленьких растений.
Что касается качества – самшит в контейнере имеет не один, не два и даже не три стебля – а целых 12! Соответственно потребитель получает готовый мощный куст самшита, а не одну тонкую веточку. Себестоимость такой продукции, безусловно выше, но этот питомник имеет именно такую специализацию – относительно дорогие растения высокого качества. (www.koosbuitenhuis.nl)
Следующее предприятие – «монстр» по голландским меркам. Питомник De Buurte (Oene) основан в 1978 году и на сегодняшний день вместе с филиалами в районах Uddel и Heerde занимает площадь
Сегодня компания по договору с Аграрным Министерством и учеными опробует новую систему для контейнерных площадок. Система «горшок в горшке» с помощью специального гибкого клапана крепится на трубу, по которой поступает вода. Труба вместе с горшками закапывается в землю. Вода с удобрениями поступает по трубе и наполняет горшок снизу. Экономия и воды и удобрения составляет до 50%. Цель данного новшества – довести экономию удобрения до 80%. (www.debuurte.nl)
Следующая компания с соответствующим названием Koningstuin (в переводе Королевски сад) занимается последним этапом – производством элитных крупномеров. Барбара и Мауриц (Barbara Maurice Erkelens) – потомственные питомниководы. Их основная специализация – зимостойкие культуры в контейнерах 80-
И последнее предприятие с очень узкой специализацией по прививке декоративных форм хвойных – частное потомственное предприятие К. Vergeer, Boskoop. Это небольшой питомник открытого грунта с полностью ручным трудом. Ежегодно они прививают 10 000 растений, 40% составляет отпад. До товарной кондиции (но надо сказать – до идеальной кондиции) доходят около 6000 растений. Взрослая красавица голубая ель метром высотой стоит порядка 30 евро. 90% продукции идет на экспорт. Сотрудники компании провели нам мастер-класс по прививке голубой ели. Прививка делается в 1-й неделе августа, через 6 недель растения выставляют на площадку, в декабре заносят в теплицу, а следующей весной уже высаживают в поле.