С. Волкова "Опыт Голландии : специализация питомников по производству хвойных"

23 августа 2012 г.

Светлана Волкова, главный редактор журнала «Нескучный сад», Украина ( в сотрудничестве с PPH (Plant Publicity Holland)

Уровень развития любой отрасли определяется уровнем ее специализации и кооперации. Чем более четко прописан технологический процесс, тем легче его можно разбить на отдельные части без ущерба для результата. В данной статье я хотела бы дать короткую зарисовку по результатам поездки, организованной РРН (Plant Рublicity Holland). Целью поездки был обмен опытом в области производства хвойных растений, и конечно же, популяризация самих этих растений, произведенных в Голландии. Если написать более просто – нам хотели показать, что растения реально производятся в Голландии, а не только закупаются в других странах для перепродажи через аукцион или многочисленных посредников. Хочу сразу акцентировать внимание на то, что данная статья – не методическое пособие по выращиванию хвойных,  и здесь вы не найдете подробного описания технологических процессов производства. Зато в данном ессее вы сможете определить для себя наиболее приемлемое направление развития и уровень производства, к которому необходимо стремиться.

 

Статистическая справка: Производством хвойных в Голландии занимается 1096 питомников на общей площади 3151 га. Каждый пятый питомник в своем ассортименте имеет хвойные растения. Производство очень специализированное, большая часть оборота приходится на рынок производителей В2В, в том числе отправляется на экспорт. Производство хвойных сконцентрировано в исторически сложившихся областях – Boskoop и Zundert. Основные направления производства хвойных: для изгородей и топиары, декоративные формы и новогодние ели. 80% оборота дают 40 наиболее популярных сортов.

 

Специализация компаний начинается с укоренения черенков. (В Голландии нет ни одного питомника, осуществляющим полный цикл выращивания растений от семян или черенков до крупномеров). В этом направлении производители тесно сотрудничают с учеными, которые проверяют воздействие различный параметров (например, излучения разных спектров) на скорость и качество укоренения черенков. Меняя спектр, можно до 40% увеличить корнеобразования у определенных сортов).

Другая группа производителей занимается посадкой укорененных черенков из кассет в мультиплаты Р9 и Р10. Интересно то, что одни производители имеют четкий и весьма ограниченный ассортимент best seller-ов, другие стараются предлагать новые или эксклюзивные сорта. Мы посетили небольшое частное предприятие Антона Бютенхюса  (Anton Buitenhuis) в Boskoop, который производит мультиплаты хвойных и рододендронов. Питомнику 11 лет, он начинал его с нуля. На питомнике работает 3 сотрудника (!) и сезонно студенты колледжа. Общая площадь питомника – 0,3 га крытый ангар и 3 га – контейнерная площадка. Выращивают 80 сортов хвойных. Предприятие высоко автоматизировано, 2 современные машины куплены в кредит при поддержке государства. Первая машина выполняет следующие операции: - готовит землесмесь, наполняет мультиплаты, осуществляет сортировку черенков по качеству, собственно посадку, устанавливает мультиплаты в ящики и отправляет их по транспортной ленте прямо на контейнерныю площадку. Вторая машина сконструирована специально по заказу данного питомника финской компанией Laennon и четко покрывает всю площадь контейнерной площадки.  Машина движется по специальным дорожкам, а ее «рукава» охватывают всю ширину площадки. На «рукавах» находятся форсунки для полива, удобрения и обработки химикатами, а также транспортная лента, на которую устанавливается продукция. При потребности можно «прилечь» на этой площадке для прополки или отбора продукции.

Контейнерная площадка подготовлена с использованием материалов из лавы, которые с одной стороны фильтруют воду в замкнутом цикле, с другой – противостоят распространению фитофторы. Хозяин заверил, что если черенки здоровы (а его поставщики проверены уже десятилетиями и другого материала не поставляют!), то у него на площадке никакие болезни или вредители на растения не попадают. И он проводит только профилактические мероприятия. Химическую обработку не производят, прополки осуществляют вручную, применяют удобрения длительного действия. Интересно, что рентабельность отдельно взятого растения невелика: 10% от первоначальной стоимости, что составляет всего лишь 0,1 евроцента на растении. Но благодаря большому обороту (по нашим оценкам – порядка 2 миллионов растений в год) получается неплохой доход. Обычно растения выставляют на площадку в марте-апреле, и уже с сентября начинают их продажи, завершая в следующем апреле. Цикл составляет не более года. 60% производства жестко законтрактировано, остальные 40% - продаются в зависимости от конъюнктуры рынка. (www.antonbuitenhuis.nl.)

Следующим циклом производства является пересадка растений из мультиплаты в контейнеры. Мы посетили компанию Koos Buitenhuis (Boskoop), которая специализируется на производстве хвойников и самшита категории top-quality в контейнерах. Компания основана в 1972 году, и имеет 2 производственных площадки. Первая (которую мы посещали)- занимает 7 га открытой контейнерной площадки и 1 га теплиц, и вторая – еще 2 га теплиц. Ассортимент производимых растений – 35% хвойные, 5% - барбарисы и 60% - самшит. Торговый оборот в год – порядка 30-50 тысяч троллей.

В питомнике установлена посадочная машина VISSER (www.visserite.com). Машина выполняет полный цикл посадки и транспортировки посаженных в горшки растений. Далее растения выставляются в теплицу, а через определенное время – на открытую контейнерную площадку. Обрезка растений на площадке производится вручную.

Предприятие производит самшит самых разных размеров. Для обрезки самшита на отдельной ленте горизонтально установлен кусторез, который можно регулировать по высоте в зависимости от размера растения.

Предприятие производит продукцию двух типов – первая,– в отдельном контейнере с этикеткой, вторая – в мультиконтейнере по 6 штук тоже со специальной этикеткой.   Основные покупатели – садовые центры и дорогие супермаркеты. Сборные контейнеры по 6 штук – одна из «модных тенденций» последних лет - когда потребитель покупает сразу ассортимент из нескольких разных маленьких растений.

Что касается качества – самшит в контейнере имеет не один, не два и даже не три стебля – а целых 12! Соответственно потребитель получает готовый мощный куст самшита, а не одну тонкую веточку. Себестоимость такой продукции, безусловно выше, но этот питомник имеет именно такую специализацию – относительно дорогие растения высокого качества. (www.koosbuitenhuis.nl)

Следующее предприятие – «монстр» по голландским меркам. Питомник De Buurte (Oene) основан в 1978 году и на сегодняшний день  вместе с филиалами в районах Uddel и Heerde занимает площадь 330 га (поэтому передвигались мы по питомнику на повозке, запряженной лошадьми). Структура питомника: 131 га – хвойные и декоративные кустарники, 66 га – Новогодние елки, 57 га – самшит, 27 га – рододендроны, 16 га – контейнерная площадка, 3 га – теплицы. При этом на предприятии работают всего 55 сотрудников и 35 сезонных рабочих. Это возможно только благодаря применению современной техники и высокой степени автоматизации. Гордостью компании является машина компании Agrifac (www.agrifac.com), которую назвали Condor. Машина сделана по спецзаказу и поэтому на машине написано название питомника. Размах «крыльев» этой машины – 27 метров, при транспортировке они складываются. Эта машина позволяет одному водителю обрабатывать все 300 га за 1-2 месяца. На машине применена система разбрызгивания химикатов под давлениям воздуха – это позволяет экономить до 25% химикатов. Есть на предприятии машины и поскромнее, но они также специально доработаны и усовершенствованы инженерами компании, что позволяет экономить дорогие химические средства. Например, насадка на трактор для разбрызгивания гербицидов была доработана таким образом, чтобы можно было обрабатывать землю между растениями, не повреждая само растение. Были добавлены специальные металлические лопасти на пружинном блоке, которые могут соответственно раскрываться между растениями и закрываться при соприкосновении с растением.  Этот же принцип использовали и для маленького манкаровского опрыскивателя.

Сегодня компания по договору с Аграрным Министерством и учеными опробует новую систему для контейнерных площадок. Система «горшок в горшке» с помощью специального гибкого клапана крепится на трубу, по которой поступает вода. Труба вместе с горшками закапывается в землю. Вода с удобрениями поступает по трубе и наполняет горшок снизу. Экономия и воды и удобрения составляет до 50%. Цель данного новшества – довести экономию удобрения до 80%. (www.debuurte.nl)

Следующая компания с соответствующим названием Koningstuin (в переводе Королевски сад) занимается последним этапом – производством элитных крупномеров. Барбара и Мауриц (Barbara Maurice Erkelens) – потомственные питомниководы. Их основная специализация – зимостойкие культуры в контейнерах 80-100 л, садовые бонсаи, топиары, плакучие и медленнорастущие формы. В принципе, они занимаются только перевалкой растений. Вся работа проводится в неотапливаемом ангаре, затем растения выставляются на контейнерную площадку 2,5 га. Вся работа ручная – в питомнике работает 10 постоянных и 10 сезонных рабочих. В данном бизнесе важно иметь хорошую презентацию на площадке и красочные таблички на всех растениях, ведь очень часто ландшафтники или даже сами клиенты приезжают прямо на площадку отбирать растения. Например, этикетки с названиями выполнены на черном фоне с короной из золотого тиснения. Другим важным фактором является профессиональная упаковка и транспортировка растений, особенно когда дело касается огромных бонсаев и длинной дороги в Россию. По утверждению Барбары, российские клиенты часто заказывают у них бонсаи не для многолетнего выращивания в саду, а для одноразовой декорации серьезных мероприятий. (www.koningstuin.nl)

И последнее предприятие с очень узкой специализацией по прививке декоративных форм хвойных – частное потомственное предприятие К. Vergeer, Boskoop. Это небольшой питомник открытого грунта с полностью ручным трудом. Ежегодно они прививают 10 000 растений, 40% составляет отпад. До товарной кондиции (но надо сказать – до идеальной кондиции) доходят около 6000 растений. Взрослая красавица голубая ель метром высотой стоит порядка 30 евро. 90% продукции идет на экспорт. Сотрудники компании провели нам мастер-класс по прививке голубой ели. Прививка делается в 1-й неделе августа, через 6 недель растения выставляют на площадку, в декабре заносят в теплицу, а следующей весной уже высаживают в поле.

 

 

Все публикации

Пресса
Новости, события и Публикации
Важное
XVII КОНФЕРЕНЦИЯ АППМ
6-8 февраля 2024
НОВАЯ ГЕОГРАФИЯ РОССИЙСКОГО ПИТОМНИКОВОДСТВА