24 августа 2012 г.

 

 

 


Статья опубликована в журнале «ЛА.Д» в 2008 г.

 

Ольга Дмитриева,

доцент кафедры  декоративного растениеводства МГУЛ

Строительство новых городских садов, парков, скверов, а также реконструкция уже существующих объектов невозможна без широкой сети питомников декоративных древесных растений. В зависимости от категории и назначения озеленяемой территории для этих целей используется посадочный материал соответствующей группы стандартов.
Так, для озеленения объектов общегородского значения используются только крупномерные деревья с высотой более 4-5 метров. Подобный посадочный материал в мировой практике питомниководства выращивают декоративные древесные питомники. В нашей стране эти питомники всегда были подразделениями городских служб зелёного хозяйства. В настоящее время они разоряются, и количество их постепенно сокращается. Посадочный же материал для строительства новых и реконструкции старых объектов общегородского значения закупается за рубежом.
Конечно, импортный посадочный материал внешне выглядит сейчас значительно привлекательнее. Но мы забываем о том, что по своим агроклиматическим условиям большая часть территории России относится к зоне рискованного земледелия, а московский регион по своим климатическим характеристикам соответствует северу Канады. Основная часть посадочного материала, поступающего в Москву, выращена в более теплых районах. Селекционные работы также проводятся в условиях более тёплого агрофона, нежели условия нашей страны. Поэтому несколько последних лет с тёплыми зимами совсем не показательны для серьёзных рекомендаций и проведения широкомасштабных работ. В суровую зиму эти саженцы могут сильно пострадать, и затем потребуются долгие годы и значительные средства, чтобы восстановить декоративность и привлекательность объекта.
Качественное выращивание посадочного материала для города находится в тесной связи с вопросами размещения питомников. Необходимо разработать концепцию размещения питомнических хозяйств в России с учётом традиций выращивания, наличием площадей, потенциальных ресурсов территории, с чётким определением степени значимости каждого питомника в экономике региона, страны, зоны обслуживания посадочным материалом, выращиваемым ассортиментом и т.д.
Практика самопроизвольного рыночного регулирования развития питомников в этой ситуации себя не оправдает, потому что главной спецификой декоративных древесных питомников является то, что такие предприятия могут стать рентабельными только через 20 лет после их основания. В первые 20 лет требуются серьёзные вложения капитала, поэтому без участия государства вряд ли это возможно.
Проблемы ассортимента сейчас обсуждаются на самых разных уровнях. Больше всего огорчает популистское мнение, что ассортимент выращиваемых растений нужно непременно расширять. Как раз в ситуации бесконтрольного расширения ассортимента мы и пребываем сейчас, когда невозможно найти для нужд города необходимый посадочный материал. Питомники предлагают довольно много древесных растений, но по своему содержанию эти виды и сорта могут быть отнесены к ассортименту для ограниченного применения, то есть для озеленения закрытых территорий, больниц, школ, дворов. Для озеленения общегородских территорий требуется весьма небольшой, так называемый, основной ассортимент деревьев и кустарников. Для Москвы это 13 видов деревьев и 9 видов кустарников. Именно виды, относящиеся к основному ассортименту, должны выращиваться в массовом количестве в отечественных питомниках.
Отдельным вопросом для питомников стоит разработка эффективных для условий нашей страны технологий выращивания с использованием передовых агротехнических приёмов выращивания, средств механизации, позволяющих сократить сроки выращивания и повысить производительность труда. Существующие до сегодняшнего дня технологии были разработаны в 50-е годы с применением существующих в то время средств механизации, оборудования, удобрений. Современные технологии практически отсутствуют.
Важной проблемой является подготовка кадров для работы в декоративных древесных питомниках. В Университете леса мы занимаемся этим уже 60 лет и накопили богатый опыт. Наиболее эффективной оказалась подготовка специалистов в условиях длительного и всестороннего изучения вопросов, связанных с питомническими хозяйствами. Например, вопросы мелиорации подробно освещались в курсе «Гидромелиорация», и студенты выполняли курсовой проект на примере какого-либо питомника. В курсе «Механизация» рассматривались вопросы механизации питомников, и опять-таки студенты выполняли курсовой проект, связанный именно с этой проблемой. В результате к концу обучения у молодых специалистов складывается полное представление по всем вопросам деятельности питомника. На мой взгляд, сосредоточение всех вопросов питомниководства в одной-двух дисциплинах лишает студентов возможности получить всестороннее и качественное образование. Кстати, в мировой практике элитарного образования исповедуется именно этот принцип.
В настоящее время питомники испытывают нехватку высококвалифицированных специалистов, способных быстро включиться в производственный процесс. Современный питомник – предприятие достаточно сложное и ответственное, и поэтому к специалисту предъявляются повышенные требования помимо профессиональных знаний. Это должен быть человек социально зрелый, способный проникнуться корпоративными интересами, быстро перестраивающийся в условиях современного производства, умеющий добывать и анализировать новую информацию, готовый принимать решения и брать на себя ответственность за дело.
К проблемам современной подготовки кадров относится также и то, что в вузы на эту специальность приходят люди, выросшие в городских условиях и плохо представляющие себе работу в питомнике. Такому специалисту после окончания ВУЗа нужна дополнительная стажировка. И питомники готовы работать с молодыми, давая им те необходимые практические навыки, которые невозможно получить в аудитории. Но в этом случае питомнику хотелось бы иметь хоть какие-то гарантии, что молодой специалист, получивший все необходимые знания, не сбежит в более «теплое» местечко. Но это практически невозможно, и мы все об этом знаем. Значит, надо искать рычаги, стимулы, чтобы молодым было интересно, выгодно и престижно работать не менеджерами среднего звена в представительствах западных питомников, а полноценными специалистами – в российских. Задача не из легких, но ведь решать ее все равно придется.

Все публикации

Пресса
Новости, события и Публикации
Важное
XVII КОНФЕРЕНЦИЯ АППМ
6-8 февраля 2024
НОВАЯ ГЕОГРАФИЯ РОССИЙСКОГО ПИТОМНИКОВОДСТВА