А. Седов "Инициатива наказуема?"

23 августа 2012 г.

  Андрей Седов, кандидат  сельскохозяйственных наук, директор ООО  « Садовая компания «Садко»

На вопрос о том, нужно ли России отечественное питомниководство, сколько должно быть питомников и какова их специализация , - единственно правильный ответ может дать время и экономико-правовые реалии настоящего момента. А факты таковы. Начну с самого наболевшего.

    Поставка импортного крупномерного посадочного материала на отечественный рынок  с комом земли невозможна - в связи с определенными требованиями Роскарантина. Гарантийных обязательств на посадку таких растений с отмытыми корнями не даст ни одна уважающая себя компания, а выращивание их в нейтральном субстрате (торфе) не практикуется в питомниках Европы. К тому же несколько обидно за державу, когда деревья, олицетворяющие природу России- рябины и берёзы - завозятся из-за границы (опять же в обход законодательства!) и реализуются по цене нескольких сотен евро.
    Основу плодовых и ягодных растений в садах России, безусловно, должен составлять отечественный ассортимент. Несмотря на экономические трудности, в селекционных центрах создавались и продолжают создаваться настоящие шедевры – сорта, которые с полным основанием можно считать гордостью и славой отечественного плодоводства. Они адаптированы к жёстким почвенно-климатическим условиям регионов России. Прошли Государственное сортоиспытание, включены в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию. В соответствии с законом о семеноводстве, только саженцы этих сортовимеют право на размножение и реализацию на всей территории России.
    Как показывает практика нашего питомника, производство посадочного материала с коротким циклом выращивания от 3 до 5 лет ( декоративно-лиственные и красивоцветущие кустарники, растения для живых изгородей ) оказалось вполне конкурентоспособным и по себестоимости, и по качеству материала. Многие компании, закупавшие ранее польский посадочный материал, повернулись лицом к отечественному производителю.
    Сложнее обстоят дела с производством хвойных, штамбовых и формованных растений. Иногда кажется, что в этих вопросах мы отстали навсегда. Но скажите, какой российский питомник может похвастаться своей полуторавековой историей, как питомники Германии? Или тем, что не переставал работать и во время войны, как в Голландии, или тем, что портрет основателя питомника - деда, прадеда, прапрадеда - висит на том месте, где у нас было принято вывешивать портреты партийных вождей?
     Ни один из государственных питомников, вне зависимости от подчинённости и принадлежности к тому или иному министерству или ведомству, не избежал административного давления, порой взаимоисключающих инструкций, приказов «сверху», перепрофилирования или реорганизации. Скажу больше: в эти же «административные тиски» попали и базовые питомники – элита отрасли, производящие исходный оздоровленный посадочный материал высших категорий качества для закладки маточных насаждений в других хозяйствах.
 
     Если говорить     о конкретных трудностях , с которыми     сталкивается   «Садовая компания «Садко», то круг проблем, вероятно, у нас с коллегами общий.
      Современное    питомниководство - высокотехнологичная отрасль сельского хозяйства. В европейских странах с наиболее развитой культурой организации питомников существует явная тенденция к специализации хозяйств: как по ассортименту, так и по возрасту выпускаемого посадочного материала. Такая специализация предполагает хорошо налаженные договорные интеграционные связи между хозяйствами-партнерами, способствует развитию технологических процессов.
      Мы, к сожалению, пока еще вынуждены заниматься   «всем». На этапе становления нашей компании исколесили по России не одну тысячу километров в поисках надежных поставщиков – партнеров по бизнесу. К сожалению, декларирование позиций на словах и на бумаге не всегда соответствует истинному положению дел, а совершенно искреннее стремление к совместному сотрудничеству очень часто разбивается о реалии сегодняшнего момента: отсутствие материально-технической базы, квалифицированных кадров и так далее. Именно поэтому в нашем питомнике ассортиментный перечень древесно- кустарниковых пород, находящихся в размножении, насчитывает более 250 видов, травянистых многолетников- более 170, а общее число сортов (культиваров) превышает 500. Такие объемы, безусловно, радуют, но и доставляют массу хлопот компании.
     Близость к мегаполису – это широкие возможности по реализации товара и довольно ограниченные условия для его производства. Рост цен на земельные участки в ближнем Подмосковье приводит к тому, что уже налаженное производство посадочного материала приходится переносить за 100-150- километровую зону или в соседние области. 
     Чтобы оградить потребителей от недобросовестных производителей, а главное – от нечистых на руку продавцов плодовых и ягодных растений, введена система обязательной сертификации сортов, которая пришла на смену лицензирования деятельности по производству элитного и рядового посадочного материала и его реализации. Сертификация сортов предполагает ежегодное получение сертификата соответствия на каждую партию каждого сорта, выращиваемого и реализуемого в питомнике. Сертификат выдаётся контрольно-семенной инспекцией региона по предоставлению ей пакета необходимых документов и перечислению денежных средств в бюджет. Чем больше сортов выпускает питомник - тем большую сумму он должен выплатить за сертификаты. Тем больше он«наказан». Кроме того, сертификат может быть выдан только на те сорта, которые включены в Государственный реестр селекционных достижений сортов, допущенных к использованию. Это вполне объяснимо и справедливо, когда речь идёт о закладках промышленных садов, да ещё на государственные средства. Но скажите, кто и на каком основании может запретить дачнику-пенсионеру посадить у себя на шести сотках сорт яблони Медуница – пресно- сладкого вкуса с пониженной кислотностью, который не вошёл в упомянутый Госреестр?
       Вопросов по поводу сертификации сортов больше, чем ответов.  Нетолько базовые питомники и научные учреждения, но и авторы сортов зачастую не имеют сертификатов.Это, в свою очередь, делает невозможным получение питомниками сертификатов на эти сорта. Отсутствие сертификатов на продукцию согласно действующему законодательству влечёт наказание - от штрафа до приостановления деятельности предприятия на 3 месяца, что применительно к питомникуравносильно его ликвидации. При этом добросовестные питомниководы не менее, а даже более заинтересованы в чистосортности своей продукции. В конечном счёте, не бумага, а уровень работы в питомнике с растениями определяет качество посадочного материала и доброе имя компании.
     Не меньше сложностей складывается и в вопросах внутреннего карантина. Ежегодно территория питомника подлежит обследованию специалистами ФГУ «Всероссийский центр карантина растений». Результатом обследований является Свидетельство карантинной экспертизы и Заключение об установлении фитосанитарного состояния продукции и подкарантинных объектов. На основании этих двух документов отделом внутреннего карантина Россельхознадзора оформляется карантинный сертификат питомника, подтверждающий отсутствие в продукции питомника карантинных объектов и разрешающий реализацию саженцев дляпокупателей Москвы и Московской области. А если к нам обратился оптовый покупатель из Владимирской или, скажем, Тульской области, то, всё очень усложняется.За месяц, а лучше за полтора до предполагаемой отгрузки товара покупатель должен обратиться в своё региональное отделение Федеральной службы Россельхознадзора с указанием породно-сортового состава, размера партии, вида транспортировки и государственного номера(!)транспортного средства. Далее заявка на ввоз продукции с положительным решением направляется в питомник, который ещё раз предоставляет в ФГУ «Всероссийский центр карантина растений» образцы растительного материала. После чего пакет документов направляется в Управление Россельхознадзора по Москве о Московской области в отдел внутреннего карантина. Наконец, через три недели питомник получает карантинный сертификат на отгрузку конкретной партии товара конкретному покупателю на определённый срок. И, дай Бог, чтобы у него не сломалась машина, так как автомобиль с другими госзнаками предполагает повторение ранее описанной процедуры!
PS. Статья была написана 2 года назад для журнала ЛАД, и условия получения межобластного карантинного сертификата претерпели «существенные» изменения – теперь в заявке не требуется указывать номерных знаков транспортного средства, а в остальном – процедура осталась без изменений.
        Я сознательно так подробно и монотонно описал необходимость и последовательность действий покупателя и продавца. Такая многоходовая комбинация не под силу даже самым законопослушным участникам рынка.
    Очень хочется верить, что питомники и государственные контролирующие органы, в конце концов, найдут общий язык в решении наиболее важных вопросов производства и обеспечения рынка качественным отечественнымпосадочным материалом. И что российские законы в этой сфере деятельности будут, в первую очередь, охранять интересы отечественных производителей. И, главное, не наказывать их за инициативу, а предоставлять самую действенную и квалифицированную правовую и административную поддержку.

Все публикации

Пресса
Новости, события и Публикации
Важное
XVII КОНФЕРЕНЦИЯ АППМ
6-8 февраля 2024
НОВАЯ ГЕОГРАФИЯ РОССИЙСКОГО ПИТОМНИКОВОДСТВА