Предложения АППМ в Комитет Совета Федерации по АПК

17 Декабря 2019 г.

17.12.2019 № 33/12

На № 3.7-11|/3443 от 02.12.2019

 

 

 

 

 

 

Первому заместителю Председателя Комитета Совета Федерации

по аграрно-продовольственной политике Федерального Собрания

Российской Федерации

С.Г. Митину

 

 

Уважаемый Сергей Герасимович!

 

Ассоциация Производителей Посадочного Материала Российской Федерации (далее – АППМ) благодарит Вас за приглашение принять участие в  совещании на тему «Законодательное обеспечение развития отечественного семеноводства» (далее – совещание) и сообщает что, в совещании 19  декабря 2019 года примет участие Воскобойников Юрий Валерьевич - член Правления АППМ, заведующий лабораторией плодоводства ФГБОУ ВО «РГАУ - МСХА имени К.А.Тимирязева».

Одновременно в соответствии с Вашим письмом направляем следующие предложения АППМ в части законодательного обеспечения развития отечественного садоводства.

Ранее Ассоциацией рассмотрен проект подпрограммы «Развитие питомниководства и садоводства» в рамках Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017-2025 годы (далее - Подпрограмма, ФНТП), разработанной Министерством сельского хозяйства Российской Федерации (далее - Минсельхоз России). Предложения от АППМ направлены в Минсельхоз России письмом 08.10.2019 № 01/10
на № 13/1937, от 29.10.2019 № № 04/10 на № 19/5188 от 10.10.2019.

Подпрограмма направлена на развитие промышленного садоводства, включая формирование промышленного сортимента конкуретоспособных сортов отечественной селекции, создание на базе научно-исследовательских учреждений селекционно-питомниководческих центров, формирование реестра питомников по выпуску сертифицированного посадочного материала. Исходя из положений проекта Подпрограммы основной упор в достижении целевых показателей по производству плодов и ягод в Российской Федерации делается на закладку интенсивных насаждений и разработку интенсивных технологий.

Вместе с тем согласно положениям ФНТП отраслевой потенциал в Российской Федерации представлен 36,4 тыс. сельхозорганизациями, 174,8 тыс. крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями, 18,2 млн. личными подсобными и другими индивидуальными хозяйствами граждан. Согласно статистическим данным (https://www.gks.ru/enterprise_economy) в структуре общей площади многолетних насаждений плодовых и ягодных культур (465,8 тыс. га) основную долю составляют площади хозяйств населения  292 тыс. га. Площадь крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей составила 31,8 тыс. га или 6,9% от общей площади насаждений, наблюдается тенденция роста площадей многолетних насаждений. Так, в 2018 году по отношению к 2017 году они увеличились на 3,4 тыс. га.

В этой связи полагаем необходимым развивать селекцию и сортимент плодовых (ягодных) культур не только для промышленного садоводства, но и для обеспечения в том числе категорий хозяйств, имеющих небольшие площади для производства плодов и ягод.

Отмечаем, что участники Подпрограммы представлены научными и образовательными организациями. В тоже время в рамках ФНТП к участникам комплексных научно-технических проектов относятся не только государственные научные и образовательные организации, но и сельскохозяйственные товаропроизводители, а также иные организации различных форм собственности.

Следует отметить, что ряд производителей посадочного материала АППМ, имеющих небольшие площади питомников, по технической оснащенности превосходят научно-исследовательские институты. Многие из них успешно осуществляют научно-селекционную работу по плодовым и ягодным культурам, сохраняют и пополняют коллекции плодовых культур, которые зачастую утрачены в институтах, постоянно проводят сортоизучение новых сортов, имеют собственные запатентованные сорта, производят посадочный материал in vitro.

В частности, выведено 5 сортов малины, 13 сортов колоновидной яблони, которые включены в государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию.

Членами АППМ осуществляется селекционная работа по плодовым и декоративным культурам для центрально-черноземной и нечерноземной зон. В частности, ведется селекционная работа по созданию зимостойких, высокоурожайных сортов черешни, вишни, груши для промышленного садоводства и хозяйств малых форм собственности, ведется испытание клоновых подвоев, новых высококачественных сортов груши, устойчивых к бактериальным болезням.

Некоторыми сельскохозяйственными производителями – членами АППМ производится посадочный материал по 500 сортам плодовых и ягодных культур.

Многие члены АППМ имеют современную материально-техническую базу, высококвалифицированный кадровый потенциал, коллекции генетических ресурсов для производства безвирусного посадочного материала. Производится безвирусный посадочный материал ягодных культур (малина, смородина, крыжовник, земляника, голубика) методом клонального размножения. Также производится и реализуется оздоровленный посадочный материал, созданный в собственных лабораториях вирусологии.

Таким образом, обладая высоким научным, техническим и кадровым потенциалом, научные и иные организации - члены АППМ в рамках Подпрограммы выпадают из научной и селекционной деятельности, системы по производству исходных форм посадочного материала плодовых и ягодных культур, садоводства.

В этой связи АППМ просит предусмотреть в Подпрограмме механизмы, регулирующие участие не только селекционно-питомниководческих центров, но и других научных и иных организаций способных самостоятельно осуществлять научную, инновационную, селекционную и питомниководческую деятельность на высоком профессиональном уровне.

Сообщаем, что членами АППМ являются также организации от Республик Беларусь, Казахстан, Узбекистан. Однако Подпрограммой не предусмотрено межгосударственное взаимодействие государств-членов Евразийского экономического союза (далее соответственно – государства-члены, ЕАЭС). В частности, не учтены положения перечня мер по развитию сотрудничества государств-членов в сфере плодоводства (Рекомендация Коллегии Евразийской экономической комиссии от 11.06.2018 г. № 16). 

Кроме того, в проекте Подпрограммы отсутствуют механизмы совершенствования и поддержки важнейшего звена в садоводстве – сортоиспытания, а также направления, касающиеся производства посадочного материала для выращивания органической продукции.

Выражаем обеспокоенность по вопросу создания информационной подсистемы развития питомниководства и садоводства, поскольку система, имеющая открытый доступ, может привести к рискам, связанным с утечкой информации о коммерческой деятельности производителей.

Отмечаем, что в России не ведется работа по развитию питомниководства цветочных и декоративных культур. В этой связи в целях импортозамещения и развития производства отечественного посадочного материала цветочных (цветочно-декоративных) культур просим внести соответствующие изменения и дополнения в ФНТП и Подпрограмму, иные нормативные акты в части государственной поддержки этих культур, поскольку цветочные культуры в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 17 декабря 1997 г. № 49-ФЗ «О семеноводстве» (далее – Закон) относятся к сельскохозяйственным растениям и играют важную роль в охране окружающей среды, обеспечении населения и мегаполисов отечественным посадочным материалом этих культур.

В рамках Подпрограммы предусматривается сертификация посадочного материала. Вместе с тем полагаем, что вопросы сертификации семян и посадочного материала до настоящего времени нормативно не урегулированы. Так, в соответствии со статьей 27 Федерального закона от 17 декабря 1997 г. № 49-ФЗ «О семеноводстве» (далее – Закон) определение качеств семян проводится посредством проведения отбора проб семян и анализа проб семян. Согласно статье 28 Закона подтверждение соответствия партий семян осуществляется в соответствии с положениями статьи 21 Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее – Закон «О техническом регулировании»). Пунктом 1 статьи Закона «О техническом регулировании» регламентировано добровольное подтверждение соответствия, которое осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации. Добровольное подтверждение соответствия может осуществляться для установления соответствия документам по стандартизации, системам добровольной сертификации, условиям договоров. Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 23 Закона «О техническом регулировании» обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента.

Кроме того, просим дополнить понятие «сельскохозяйственные растения» статьи 1 Закона декоративными растениями.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2009 г. № 982 утвержден перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации. В данном перечне семена и посадочный материал плодовых и ягодных культур не значатся. Согласно пункту 1 статьи 1444 главы 73 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть четвертая) от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ (далее - Гражданский кодекс, ГК РФ), реализуемые в Российской Федерации семена должны быть снабжены документом, удостоверяющим их сортовую принадлежность и происхождение, а не сертификатом.

В связи с этим предлагаем законодательно усовершенствовать вопросы, связанные с документированием семян сельскохозяйственных растений (посадочного материала) при их реализации.

В части законодательного обеспечения в сфере селекции считаем целесообразным усовершенствовать защиту прав и интересов селекционеров на селекционные достижения путем определения порядка оборота семян в рамках публичного права, а также путем совершенствования действий, не являющихся нарушением авторских прав. В этой связи предлагаем, в пункте 4 статьи 1422 Гражданского Кодекса (часть четвертая) слова «в хозяйстве» заменить словами «в крестьянских (фермерских) хозяйствах» что позволит автору сорта увеличить объем собираемых роялти. Также отмечаем, что сдерживающим фактором развития селекции цветочных и декоративных культур является отсутствие методик и планов селекционных работ по цветочно-декоративным культурам.

Дополнительно сообщаем, что изменения, внесенные в Налоговый Кодекс Российской Федерации о введении НДС для малых производственных сельхозпредприятий, негативно повлияли на их развитие. Установленные лимиты на 2019 год - 90 млн. руб. и на 2020 год - 80 млн. руб. годовой выручки являются недостаточными и стимулируют не рост производства, а его снижение. Такое ограничение выручки делает любые пожелания для развития не целесообразным, так как при выходе за порог ЕСХН в 90 млн. руб., предприятие сразу становится плательщиком НДС, и налоговая нагрузка возрастает более чем в 4 раза. К тому же, многие предприятия находятся в удаленных районах и имеют сложности с привлечением высококвалифицированных специалистов, в том числе бухгалтеров, что не позволяет им вести в полном объеме бухгалтерский учет с точным учетом НДС.
Предлагаем установить лимиты доходов на уровне лимитов выручки по критериям отнесения их к малым предприятиям в размере 800 млн. руб., в том числе предусмотреть меры поддержки отечественного питомниководства и садоводства.

Просим учесть предложения Ассоциации Производителей Посадочного Материала.

 

 

С уважением,

Председатель Правления АППМ                                                                                                                      А.В. Орлова

 

Все новости

Новости Все новости

Ближайшие события Все события