Опыт работы Союза польских питомников

23 Августа 2012 г.
Магдалена Томжинская, член правления Союза польских питомников
Доклад сделан на IV ежегодной конференции АППМ, февраль 2011 г
 
Общие цифры, характеризующие рынок в целом: сколько всего питомников в Польше, какое количество продукции они производят ежегодно, какие площади занимают, на чем специализируются, динамика развития отрасли.
 
Количество питомников производящих декоративные деревья, кустарники и многолетние растения оценивается по состоянию на 2007 год  примерно в 3420 хозяйств, общей площадью до 5143 га.
 
В эту статистику входят питомники, функционирующие как самостоятельные производства, так и мелкие приусадебные подсобные предприятия в рамках фермерских хозяйств, имеющих наряду с этим другие источники доходов. Больших питомников с продуцирующей площадью от нескольких гектаров и занимающихся товарным производством декоративного посадочного материала около 500.
 
Производство деревьев и кустарников в контейнерах составляет около 136 млн. шт. 38,2% контейнеров составляют виды хвойных кустарников и деревьев, 37,3% лиственные деревья и кустарники. Польша в течение многих лет является лидером в производстве роз в Европе. Производство роз в настоящее время оценивается на уровне 15,5 млн. шт., из которых 70-75% приходится на экспорт. Розы в основном производятся в грунтовых питомниках. В грунте также производятся около 8 млн. шт. кустарников (в основном на изгороди) и 6 млн. шт. хвойных. В настоящее время наблюдается сильное развитие производства привитого материала.
 
Наибольшую долю в продукции имеют хвойные растения, и еще в течение длительного времени они будут доминировать в предложении польских питомников. Это связано с климатическими условиями Польши. Выращивание хвойных увеличивается благодаря огромному спросу на них на восточных рынках (Россия, Литва, Украина, Беларусь, Латвия и Эстония). Анализ ассортимента видов и сортов показывает увеличение производства лиственных деревьев и кустарников, предназначенных для городского озеленения по отношению к видам хвойных.
 
Как давно существует Союз польских питомников?
 
Союз Польских Питомников был основан осенью 1991 года несколькими питомниками, производителями декоративного посадочного материала. В этом году он празднует свое 20-летие. В начале 1992 года в Союзе состояло 58 членов.
 
Сколько членов в него входят?
 
Союз в настоящее время насчитывает 185 членов (физических лиц), являющихся владельцами и совладельцами 125 компаний-производителей декоративного и плодового посадочного материала. Это крупнейшая ассоциация питомников в Польше.
 
Каковы членские и вступительные взносы?
 
Союз существует за счет взносов его членов. У нас есть два вида членских взносов. Основной взнос взимается с физ. лиц и составляет 2000 злотых за одного человека от питомника и 500 злотых за каждого следующего представителя от компании. Второй взнос на создание маркетингового фонда - взимается с фирмы - составляет 1750 злотых от компании. Вступительный взнос для новых членов составляет 3500 злотых. Последующие представители данной фирмы вносят 1/4  вступительного взноса.
 
Каков годовой бюджет Союза?
 
ok. 500000 PLN
 
Есть ли другие источники пополнения бюджета, кроме членских и вступительных взносов?
 
Наша организация не осуществляет коммерческой деятельности и не имеет других внешних доходов в виде взносов и пожертвований. Не платит налоги. Работает как полностью "некоммерческая организация"! 
 
Не все цели Союз осуществляет самостоятельно. 
 
В 1998 году им был учреждено ООО Агентство Продвижения Зелени. Это коммерческая фирма - компания, которая принадлежит Союзу Польских Питомников. Агентство выполняет все задачи, которые требуют осуществления коммерческой деятельности. Агентство имеет собственный бюджет, собственное правление и Наблюдательный Совет составленный из назначенных членов Союза (питомниководов). Как коммерческая фирма, Агентство получает прибыль, которая теоретически может быть зачислена на расчетный счет Союза, как владельца. На практике, заработанные средства, предназначены для собственного развития АПЗ.
 
Эти две организации связаны между собой общей задачей, но экономически они полностью отделены друг от друга.
 
Руководящие органы Союза.
 
Общее Собрание Членов
Правление 
Ревизионная комиссия
Суд Коллег
Руководящие органы Союза назначаются выборами, срок их полномочий составляет 3 года. Руководители Союза обязаны подчиняться закону, уставу и в своей деятельности, руководствоваться принципами демократии, коллегиальности и прозрачности действий, а также самоуправления.

Чем занимается правление, сколько человек работает в правлении?
 
Правление Союза состоит из 5 членов, избираемых Общим Собранием сроком на 3 года. Члены правления (в том числе Ревизионной Комиссии и Суда Коллег) работают на общественных началах и не получают никакого вознаграждения. Они встречаются раз в месяц в Варшаве. Это люди из разных частей Польши. Эти люди также работают на дому, постоянно общаясь по электронной почте и телефону. Эта работа требует очень большие усилий, чтобы совместить эти обязанности с работой в своей компании.
 
Есть ли  оплачиваемые сотрудники?
 
В офисе два человека, работающих на условиях найма.
 
На каких условиях принимаются члены Союза?
 
Членом Ассоциации может быть физическое лицо, которое осуществляет производство питомниководческой продукции, совладелец или член правления питомниководческого предприятия, чье качество продукции и профессиональная этика не вызывают сомнений, и чей стаж в питомниководстве не менее 5 лет.
Это происходит следующим образом: после уведомления, два постоянных члена и представитель Правления от соответствующего региона посещают питомник и представляют в Правление свое мнение о питомнике и качестве его продукции.
 
Есть ли питомники, которые уходят из Союза, спустя какое-то время?
 
Ротация достигает 2-3 питомника в год. Причины различны, например, ликвидация предприятия, уход на пенсию.
 
Какие основные задачи в своей работе декларирует  Союз польских питомников?
 
Основная цель состоит в сотрудничестве и взаимной помощи между членами Союза, распространении профессиональных знаний, а также объединении сообщества.
 Кроме того:
• представление питомников на национальных и международных форумах
 • распространение в обществе знаний о деревьях, кустарниках и многолетников
 • упрощение контактов между производителями и продавцами
 • повышение качества продукции питомников
 • расширение ассортимент растений производимых в питомниках
 • модернизация технологии производства растений
 • обсуждение нормативных актов 
 
Каковы основные направления его работы? 
 
• Участие в организации, совместно с Агентством Продвижения Зелени, крупнейшей в этой части мира, специализированной питомниководческой выставки - Международной выставке «Зелень это Жизнь». Недавно была проведена восемнадцатая по счету ежегодная  выставка.
 • Наши члены - экспоненты на многих выставках и ярмарках (Нидерланды, Россия, Германия, Чехия, Словакия, Венгрия, Украина, Казахстан). На некоторых из них стенд организует Союз Польских Питомников и Агентство Продвижения Зелени и придает ему характер национального стенда. Эти мероприятия включают в себя: Международная выставка "Цветы" в Москве, IPM Международная выставка в Эссене (Германия). В рамках рекламной деятельности мы контактируем с посольствами Республики Польша в этих странах, а также приглашаем представителей иностранных посольств. Наши стенды посещали представители России (Фитосанитарная Инспекция) и Германии (Министр Сельского хозяйства, Продовольственной политики и Защиты прав потребителей).
• Организуем конкурс Новых Растений, направленный на популяризацию новых сортов деревьев, кустарников и многолетних растений, в том числе, выведенных в Польше.
 • Публикуем каталоги растений в виде книжных изданий (в том числе в переводе на русский язык), с ориентацией на продукцию польских питомников
• Публикуем ежегодный каталог питомников (3 тыс. экземпляров) являющихся членами нашей ассоциации, в виде книжного издания, переведенного на русский и английский языки, что способствует продвижению питомников и их продукции.
• Создали интернет-сайт, широко информирующий и содействующий популяризации растений - продукции питомников и их производителей, переведенный на русский и английский языки.
 • Осуществляем продвижение питомников и их продукции путем установления сотрудничества с иностранными профильными журналами и размещением в них информации о польских растениях и производителях, например, такими как Ландшафтный Дизайн (Россия), Дойче Баумшуле (Германия).
• Организуем поездки в польские питомники для журналистов с востока и запада, для демонстрации потенциала польских питомников и качества польских растений. Сотрудничаем с аналогичными отраслевыми организациями в Европе (European Nurserystock Association Европейская Ассоциация Питомниководства, Servizi Florovivaismo Сервисный Центр Питомниководства - Италия, Plant Publicity Holland Реклама Растений Голландии - Нидерланды, CMA - Германия) и осуществляем поддержку новых организаций подобного типа в Восточной Европе.
 • Наше сообщество организовало и успешно провело в сотрудничестве с Государственной Инспекцией Охраны Растений и Семеноводства процедуру сертификации Фитосанитарной службой России. Эта процедура охватила все изъявившие готовность  питомники, в том числе и не состоящие в Союзе Польских Питомников.
• Широко сотрудничаем с медиа индустрией, начиная от Польского Телевидения до Польского Радио и журналов - популярных и профильных. В журналах имеем постоянные полосы, где публикуем информацию о растениях и их использовании.
• Организуем для наших членов профессионально-туристические поездки по различным странам Европы и мира, для ознакомления с отраслью в других странах.
• Во время годового Общего Собрания Членов организуем обучение и лекции по тематике питомниководства, управления предприятием, права, или обучения, например, как сделать хорошие фотографии растений.
• Обсуждаем  проекты законов и распоряжений касающихся отрасли.
• Выпускаем в год для членов 6 номеров информационного Бюллетеня о работе, проведенной в Союзе и о том, что происходит в отрасли, какие новые правила появились, где и какие пройдут выставки и ярмарки.
 
Как фактически осуществляется работа Союза? 
 
Три группы задач, реализуемых Агентством Продвижения Зелени. Это задачи коммерческие, приносящие прибыль или убыток. Это независимые задачи АПЗ, но под патронажем Союза. 
 
Ярмарки и выставки - организуем ежегодно Международную Выставку "Зелень это Жизнь" - выставку растений и садов, которая является крупнейшей выставкой в Польше, Центральной и Восточной Европе.
Кроме того, мы поддерживаем питомники в их участии в выставках в стране и за рубежом.
 
Издания - издаем информационные материалы о Союзе и его членах - Каталог питомников, а также публикации способствующие продвижению растений и их выращивания - каталоги растений, брошюры.
Обучение и конференции - организуем обучение для питомниководов, владельцев садовых центров, специалистов занимающихся общественным озеленением.
 
Союз Польских Питомников также имеет свою собственную маркетинговую программу и ее реализует.
 
Остальные задачи Союз выполняемые самостоятельно с помощью двух наемных сотрудников и общественной работы Правления и членов союза. Примером является создание Интернет-каталога Растений, разработка стандартов для производства растений и рекомендаций по параметрам качества, экологические акции, акции по популяризации растений в средствах массовой информации, организация поездок и приглашений иностранным гостям, сотрудничество с ЕНА (Европейская Ассоциация Питомниководов)

Принимают ли рядовые члены Союза участие в его работе или работает в основном правление?
 
Многие из них работают так или иначе на благо Союза, хотя есть некоторые, которые никогда ничего не делали. Существует полная добровольность, вы не можете никого заставить работать. Следует признать, что все, что мы создали, это только общественная работа - в основном, однако, после принятия соответствующих решений. (т.е. не в инициативно-самодеятельном порядке_ А.К.)
 
Что дает рядовым членам  членство в союзе?
 
Продвижение:
• в Каталоге Питомников СПП бесплатно распространяемом на всех специализированных мероприятиях в стране и проходящих в Европе.
• на интернет-странице www.zszp.pl (www.polskierosliny.pl), в строке поиска производителей растений (65 тысяч просмотров ежемесячно).
• в листовках распространяемых вместе с популярными книжными изданиями – напр. с Каталогом растений рекомендованных Союзом Польских Питомников (ZSzP).
• на выставке "Зелень это жизнь" - одном из крупнейших питомниководческих мероприятий в Европе на льготных условиях участия, на престижных зарубежных и отечественных выставках в едином национальном блоке стендов.
 
Знания:
• информационный бюллетень со статьями, посвященными проблематике питомниководческой отрасли. 
 • обучение для лиц, занимающихся питомниководством.
 • обмен опытом посредством контактов с другими питомниководами на общем собрании, на региональных совещаниях, конференциях и семинарах.
 • участие в отраслевых учебных поездках по многим странам мира, возможность увидеть сады, питомники и работу садовых центров.
 
Удовлетворение от работы на благо сообщества:
• участие в создании Интернет-каталога растений.
• участие в благотворительной деятельности, поддержка престижных и общественно значимых проектов, таких как акция по озеленению польских школ на востоке. 
 • участие в проектах популяризирующих растения путем чтения лекций на семинарах и конференциях.
 
Что вы делаете для того, чтобы  рядовые члены союза работали более активно?
 
Нет хорошего совета. Везде в мире, ассоциации состоят из людей, работающих на благо сообщества и тех, кто не в состоянии уделять этому свое  время и знания. Думаю, что это хорошо, когда большинство членов знают о работе руководства и поддерживают ее. Мы публикуем раз в два месяца информационный бюллетень, чтобы проинформировать о работе Правления, в том числе отчеты о поездках и важную правовую информацию для питомниководов.
 
Удавалось ли Союзу  добиваться поддержки польских питомниководов государственными органами власти?
 
Наша Ассоциация является неправительственной организацией и не пользуется поддержкой органов государственной власти. Такой возможности нет.
 
Есть ли цифры, характеризующие объемы госзакупок в польских питомниках. Что вы делаете для того, чтобы уровень госзакупок рос?
 
У нас нет такой информации, но, наблюдая западный рынок, мы знаем, что в Польше есть большие возможности развития этого рынка. К сожалению, это сильно зависит от конъюнктуры и кризиса. С начала учреждения Союза мы стараемся оказывать влияние на этот рынок и развивать его. Мы провели многочисленные учебные курсы для должностных лиц, ответственных за озеленение в городах. Основное обучение происходит во время выставки "Зелень это Жизнь, но мы также выезжаем в регионы. Эти конференции имеют очень широкий круг тем. Мы публикуем издания, специально предназначенные для чиновников. Стараемся повлиять на простых людей, чтобы те требовали проведения озеленения в поселениях. Этому служит и наше участие в различных экологических акциях.
 
Что Вы считаете наибольшими достижениями в работе Союза?
 
Объединение питомниководческого сообщества, продвижение торговой марки Союза Польских Питомников, Международная выставка "Зелень это Жизнь".
 

Все публикации

Новости Все новости

Ближайшие события Все события