Выращивание своего рынка

14 Октября 2013 г.
Екатерина Фомичева
Газета «Деловой Петербург» №18
news@dp.ru
 
Несмотря на развитие местных питомников, на рынке декоративных растений преобладает импортная продукция.
 
В последние 4 – 5 лет рынок декоративных растений демонстрирует постоянный рост на 5– 15 % в год. Это связано как с довольно активным ростом коттеджного строительства, так и модой на декоративные растения на дачных участках и наметившимися тенденциями на рынке городского озеленения. Всего в Петербурге продается около 30 млн единиц декоративных растений в год.

Рынок поделен между компаниями, которые занимаются продажей растений, собственно питомниками, имеющими свое производство, а также компаниями, которые закупают за границей посадочный материал и доращивают его в Ленобласти. Из–за границы в Петербург поставляются такие декоративные деревья и кустарники, как туя, ель, сосна, сирень, дерен, барбарис, пузыреплодник. Что касается многолетних цветов, импорт перекрывает только около половины потребностей. По плодовым деревьям и кустарникам (крыжовник, смородина, яблоня, вишня) местные питомники также успешно конкурируют с импортом.
 
Цифры
 
80 % рынка декоративных растений составляет импортная продукция из Польши, Голландии, Германии, Италии, Финляндии, Бельгии. Голландия специализируется на продукции массового спроса, Германия — на взрослых растениях, Польша — на хвойных растениях и контейнерном молодом посадочном материале.
 
Рынок декоративных растений в СПб 
"Садово-парковые растения" - 30 %
"Динос-парк" - 20 %
"Евро-плант" - 15 %
Местные питомники - 20 %
Остальные продавцы - 15 %
Источник:  данные компаний
 
Расширение может быть
Что касается собственно питомников, в Ленобласти их чуть более десятка. Наиболее крупные и успешные фирмы — это «Северная флора», «Славянская усадьба», «Зеленый мир».

Создание современного питомника может обойтись в 5 – 7 млн евро. Затраты зависят от стоимости земли под питомник — обычно надо 10 – 15 га. Большая доля затрат приходится на технику.
При этом на производство продукции нужно несколько лет. Так, полноценным кустарниковым культурам требуется от 3 – 5 лет, аллейным деревьям — 7 – 10 лет.

Доля отечественных растений для открытого грунта составляет, по экспертным оценкам, не более 20 % и вряд ли значительно увеличится в ближайшие годы. Однако новые проекты вполне могут появиться рядом с источниками дешевого тепла, например рядом с электро– и атомными станциями. Тогда проект может окупиться, считает генеральный директор компании «Рассада.ру» Сергей Казанков.

Скорее всего, сначала новые крупные питомники будут появляться в других
регионах, южнее Москвы, и только потом эта тенденция, возможно, доберется до нас, считает генеральный директор питомника «Северная флора» Надежда Мартикайнен.

«На Северо–Западе новых проектов по выращиванию не ожидается в основном из–за длинного срока окупаемости и низкой доходности», — уверен менеджер компании «Садово–парковые растения» (продажа растений) Валерий Потеха.
По его оценке, рентабельность производства декоративных и плодовых растений составляет в регионе не более 20 %.

Он отмечает, что компаний, выращивающих декоративные растения с нуля, здесь очень мало. Развивается и живет нормально только производство плодовых деревьев и плодово–ягодных кустарников. Производители декоративных растений, в основном лиственных быстрорастущих кустарников, только начинают появляться.

Тем не менее, есть несколько новых проектов по расширению. Так, ООО «Зеленый мир», которое пока выращивает в основном лиственные кустарники, планирует в ближайшие 2 года заняться выращиванием хвойных крупномерных аллейных деревьев, которые пока импортируются.
«Я уверен, что мы сможем выращивать деревья по качеству и корневой системе не хуже, чем их европейские аналоги. Цены на наш посадочный материал будут не выше, а то и ниже цен на импорт. Таким образом, мы рассчитываем конкурировать с привозными хвойными растениями», — говорит генеральный директор ООО «Зеленый мир» Алексей Крюков.

Не доросли

Специалисты говорят, что импорт не сдаст своих позиций. Крупнейшие игроки на рынке — компании СПР, «Динос–парк», «Евро–плант», «Все в сад», «Святовит», «Ботаникум».

Генеральный директор ООО «Северное поместье» (ландшафтный дизайн) Игорь Гусейнов поясняет, что пока только импортеры могут обеспечить и большие объемы, и широкий ассортимент, хотя часть растений, например, кустарники, плодовые растения, закупаются и в Ленобласти.

Руководители местных питомников сетуют, что им сложно тягаться с иностранными производителями из–за более жестких погодных условий.
 
«Мы также в основном покупаем импортные растения, поскольку получаем большой выбор хорошего посадочного материала разной ценовой категории. Растения импортного производства хорошо зарекомендовали себя в погодных условиях Северо–Запада. Отечественные производители пока не готовы предоставить покупателям такой богатый выбор посадочного материала, но ситуация может измениться», — говорит руководитель компании «Новый сад» Валерия Фомина.
 
Примечательно, что на рынок Петербурга выходят не только перепродавцы, но и иностранные компании – производители. Некоторые фирмы предлагают свой посадочный материал ландшафтным компаниям, питомникам на доращивание.

Если говорить о моде на стили, то, по словам Марины Шиманской, директора питомника «Александровский сад», в Европе сейчас популярен так называемый экологический стиль — использование в саду натуральных экологичных материалов, дорожки из дерева, озеленение крыш, цветники и газоны из луговых трав. «Наши же заказчики предпочитают видеть у себя пышные цветники из ярких цветов, долговечные и более надежные дорожки из плитки и камня, а газоны должны быть изумрудно–зелеными и желательно без единого сорняка», — добавляет она.
 
 
 
 
 
 

Все публикации

Новости Все новости

Ближайшие события Все события