А. Безматерных "Состояние рынка многолетников"

23 Августа 2012 г.

Производство многолетников в России имеет специфику, свои технологические сложности и погодные риски.

Технологические особенности: при открытом грунте - невозможна автоматизация на том же уровне, что при производстве древесных. Большинство технологических операций делаются вручную. При выращивании в закрытом грунте - гигантские вложения и затраты на энергообеспечение.

При выращивании в открытом грунте - слишком короткий вегетативный сезон, высокие риски осени - недостаточный снежный покров, вымерзание, выпирание; риски весны - выпревание под снегом при теплой весне или наоборот - слишком позднее развитие при поздней весне.

Доля многолетников на рынке декоративного посадочного материала небольшая - не более 10%.

Достоинства - короткий технологический цикл, устойчивый спрос, растущий рынок.

Товаропроводящие сети. Виды упаковки и способы продаж

Многолетники попадают на рынок в четырех вариантах:

1. Корневища в больших упаковках, которые хранятся и перевозятся при низкой температуре в коробках или ящиках. Покупатели - питомники, озеленители и розничные сети, покупающие для собственной упаковки.

2. Те же корневища, расфасованные в индивидуальную  упаковку для реализации в розничных сетях и садовых центрах.

3. p9 - в основном для садовых центров и для озеленителей, но также для розничных сетей

4. С3 и выше, а также крупные растения в коме - для озеленителей и садовых центров

Корневища.

Рынок плотный, контролируют его нидерландские аукционы. Для того, чтобы конкурировать с ними, нужно производить очень много и очень дешево в большом ассортименте, а для этого необходимо технологическое оснащение - теплицы, хранилища, сортировку и упаковку, каналы сбыта.

Российские питомники покупают корневища оптом для доращивания или для закладки маточников. Отзывы разные. Иногда бывает большой выпад из-за несоблюдения условий хранения и перевозки.

 Корневища и индивидуальной цветной упаковке

Нидерланды контролируют большую часть рынка, но также присутствуют российские производители. Обычно это предприятия, которые специализируются на расфасовке семян, поскольку технологическое оснащение и каналы сбыта пересекаются.

P9

Самый распространенный стандарт для многолетников и самый объемный рынок. Его производят все, но большую часть рынка занимает продукция польских питомников.

Причина - хорошо отстроенная сбытовая сеть. Много мелких производителей с узкой специализацией, которые делегируют крупному дистрибьютору  продажи больших сборных партий по конкурентоспособной цене.

Цена - не главное преимущество польских многолетников. Литва, Чехия, да и  российские питомники производят вполне конкурентоспособные по цене цветы. Значительный объем продаж в России польские производители обеспечивают благодаря стандартному качеству и широкому современному ассортименту, то есть благодаря специализации и кооперации.

С3-С15

Производство многолетников в контейнерах большого размера нерентабельно при перевозке, поэтому этот рынок занят исключительно местными производителями. Крупные растения востребованы в регионах с развитым рынком ландшафтных услуг, поскольку основные покупатели - озеленители.

Положительные особенности - самая большая прибавочная стоимость, отрицательные  - длинный технологический цикл и сравнительно небольшой круг потребителей.

Однако именно этот сегмент растет наиболее динамично, и многие отечественные питомники делают ставку именно на производство многолетников в больших контейнерах.

 Перспективы производства отечественных многолетников

Есть два подхода у разных питомников:

1. Специализация на многолетниках или производство многолетников как равноправное подразделение питомника

2. Производство многолетников для ассортимента, как дополнительное направление питомника.

Со временем, при развитии рынка, более рентабельными будут растения у питомников из первого раздела, но очень важно сохранение маточников у не специализированных питомников для сохранения доступного ассортимента. Поскольку ботанические сады недостаточно выполняют свою функцию, важно сохранять коллекции там, где это возможно.

 Задачи, которые предстоит решить питомникам для замещения импорта:

1. Внедрение технологий размножения и выращивания многолетников. Очень сложная группа растений, огромное разнообразие видов, разнообразие технологий.

2. Договориться о стандартах: название, упаковка, качество растений.

3. Договориться о ценовых ориентирах для каждого звена товаропроводящей цепочки - от крупнооптовых цен до розницы.

4. Профессиональный подход к маркетингу. Рынок многолетников, в силу короткого технологического цикла, подвержен моде. Необходимо изучение не только текущего спроса, но и перспективного.

5. Отказ от демпинга, приоритет устойчивого развития перед быстрыми деньгами.

6. Специализация и кооперация при сохранении конкуренции между питомниками - непременное условие повышения конкурентности отечественной продукции по сравнению с импортом.

 Анализ 2010 года и перспективы спроса на многолетники

Основываясь на ситуации в нашем питомнике и рассказах коллег:

Кризис 2008 года ударил по нам с двух сторон. С одной стороны произошло уменьшение объема продаж, с другой строны - приостановление производства и сокращение товарных запасов. В других питомниках многолетников, даже там, где  производство не сократилось, уменьшение спроса ощутили все.

2009 - 2010 год дали хорошие объемы продаж и позволили нарастить производство. Мы ожидаем, что 2011 год будет успешным и прибыльным.

Предлагаем питомникам, которые позиционируют себя как производители многолетних цветов, составить отдельную секцию в рамках Ассоциации, периодически встречаться и обмениваться информацией о технологиях, товарных запасах, о производственных планах.

(доклад сделан на IV ежегодной конференции АППМ, февраль 2011 г.)

Александр Виктороич Безматерных, компания "Цветочный город"

Состояние рынка многолетников

Все публикации

Новости Все новости

Ближайшие события Все события