Анализ ситуации развития Садовых центров на российском рынке

20 Марта 2016 г.
Выступление Веры Викторовны Глуховой, генерального директора Садового центра Веры Глуховой, г. Самара в рамках круглого стола «Сотрудничество садовых центров и питомников» на IX ежегодной конференции АППМ.
 
Итоговые данные представлены в таблице. Данные в таблице отсортированы по общему количеству Садовых центров в регионе, по возрастанию.
 
Рассматривались Садовые центры, созданные на базе питомников декоративных и плодовых растений, в структуре компаний, занимающихся ландшафтным дизайном и собственно САДОВЫЕ ЦЕНТРЫ, как отдельные предприятия, реализующие посадочный материал.
 
 
Вы видите общую цифру 508 садовых центров, по нашим оценкам, это примерно 70% из существующих по стране, не все компании размещают информацию о себе. Картина на наш взгляд вполне близкая к реальной. Сюда не попали торговые площадки, организованные «вдоль дорог». Их особенно много в Москве и Подмосковье. Такая же ситуация во многих крупных областных центрах.
Лидерами по количеству садовых центров являются Москва и Московская область, за ними Санкт-Петербург, далее, с гордостью отмечу Самарская область. Немного отстают Башкирия, Воронеж, Краснодар, Татарстан, Тула и Ростов. Это регионы с плодородными землями, хорошим климатом, благоприятными условиями. Так много ли это для России – 700-750 садовых центров? Для населения в 145 млн. человек, на территории в 17 млн. гектаров ... думаю что нет, МАЛО.
 
 
Из 508 садовых центров 270 организовано при питомниках растений, что составляет 53% от общего количества.
153 садовых центра, создано при ландшафтных фирмах, что составляет 30%.
И только 85 садовых центров, что составляет  всего 17% – это садовые центры, которые своей основной целью ставят ТОРГОВЛЮ растениями и только как сопутствующую деятельность, оказание услуг.
При изучении информации о садовых центрах, мы обратили особое внимание на то, как компания представляет себя. Это очень важно для потенциальных клиентов и для поставщиков. Заключить договор и отдать свою продукцию для реализации, питомник заинтересован стабильной, перспективной фирме.
На что же мы в первую очередь обращаем внимание при посещении сайта компании – садового центра? Это ассортимент и качество растений. Думаю, что показателем для этого является панорамное фото торговой площадки. Из 500 садовых центров, мы увидели общее фото только у 16%! На остальных сайтах присутствует фото отдельных растений из каталога или прайс.
Второе – это площадь садового центра. 89 компаний, чаще питомников, указали общую площадь своего поля в гектарах, а вот площадь торговой площадки мы увидели только у 39 садовых центров, что составляет всего 8%.
 
 
Да, возможно не все центры, особенно молодые и начинающие могут похвастаться величиной своих площадок. И это нормально, ведь отрасль только набирает обороты. Но те компании, которые заявляют о себе масштабно, на мой взгляд, должны указать свою торговую площадь.
Третье – год основания, который говорит об опыте работы, стабильности на рынке. Его указали 46% предприятий. Остальные видимо не посчитали это важным.
И последнее - это компании, которые к сожалению не имеют сайта, таких 11%.
Каким же должен быть САДОВЫЙ ЦЕНТР, чтобы понравится и заинтересовать покупателя и питомника-поставщика? Какие основные факторы на которые прежде всего необходимо обратить внимание?
 
1.      Ассортимент растений.
Садовый центр должен предлагать ВЕСЬ ассортимент растений. Тогда он будет интересен широкому кругу покупателей и соответственно будет рентабельным.
Хотелось бы показать несколько фото, взятых с сайтов садовых центров, где вы увидите что есть над чем поработать.
 
 
2.      Грамотно выстроенная торговая площадка.
Что обеспечивает удобство для покупателей и качественный уход: грамотный полив, подкормки, обработки. Вы все знаете, что хвойные и лиственные культуры требуют разного ухода. «Каша» не допустима! Согласна, что небольшие площади не всегда позволяют правильно спланировать пространство, но нужно к этому стремиться.
 
 
3.     Чистота, порядок, удобство.
Это отсутствие сорняков, застилочная ткань или отсыпка, организованная дорожно-тропиночная сеть, наличие ценников, этикеток. Удобно подойти, выбрать и купить.
4.      Наличие системы полива – это гарант качества растений.
5.     Наличие сайта с обзорным фото – это один из способов увеличения товарооборота.
6.     Наличие экспозиционных площадок – а это просто круто!
Конечно радует, что есть садовые центры, которые можно привести как пример. Которые хочется посетить, посмотреть, поучиться работе.
 
 
Думаю, что интересно будет провести аналогичный анализ через 2 года - как изменится ситуация на рынке Садовых центров, сколько их будет, как они будут представлять себя, какой будет ассортимент, как будет развиваться взаимодействие с питомниками и в общем наша отрасль.
Ведь только в тесном сотрудничестве садовых центров и питомников растений, взаимопонимании, доверии и участии, мы сможем с вами добиться процветания и успехов.
Наше дело будет приносить радость, удовлетворение и финансовую независимость.
Чего я искренне ВАМ ЖЕЛАЮ!
Анализ мы делали по регионам России, информацию брали их Интернета.
Работали с Яндексом, Гугл и Дубль Гис.
 

 

Код региона
Регион
Общее количест-во СЦ 
СЦ при питомнике
СЦ при ландшафт. Фирме
СЦ (тор-говля)
Наличие обзорного фото СЦ
Инф. о площа-ди СЦ
Год осно-вания
Отсут-ствие сайта
1
Республика Адыгея
4
3
1
 
 
 
 
 
2
Республика Башкортостан 
20
8
12
 
2
1
8
1
3
Республика Бурятия
6
1
5
 
 
 
3
2
4, 22
Республика Алтай
11
6
5
 
1
 
8
2
5
 Республика Дагестан
2
 
2
 
 
 
2
 
7
Кабардино - Балкария
2
1
1
 
 
 
 
 
10
Республика Карелия 
2
1
1
 
 
 
2
 
11
Республика Коми
5
2
2
1
 
1
 
3
12
Республика Марий Эл
5
3
2
 
 
 
3
 
13
Республика Мордовия
2
1
1
 
1
 
 
 
14
Республика Саха ( Якутия)
1
 
 
1
 
 
 
1
15
Северная Осетия
4
1
2
1
1
 
1
 
16
Татарстан
16
5
9
2
2
2
10
 
17
Республика Тува
нет
 
 
 
 
 
 
 
18
Удмуртская Республика
2
2
 
 
 
 
 
2
19
Хакасия
нет
 
 
 
 
 
 
 
20
Чеченская Республика
1
1
 
 
 
 
 
 
21
Чувашская Республика
7
4
3
 
 
 
1
3
23, 93
Краснодарский край
17
15
2
 
1
 
 
 
24
Красноярский край
3
2
1
 
 
 
1
 
25
Приморский край
5
2
3
 
 
 
 
 
26
Ставропольский край
7
1
2
4
1
1
3
 
27
Хабаровский край
3
 
3
 
 
 
1
 
28
Амурская область
2
 
1
1
 
 
 
 
29
Архангельская область
1
1
 
 
 
 
 
 
30
Астраханская область
1
1
 
 
 
 
 
 
31
Белгородская область
7
1
6
 
1
 
5
 
32
Брянская область
5
3
1
1
 
 
2
 
33
Владимирская область
9
9
 
 
 
 
3
2
34
Волгоградская область
7
3
4
 
 
 
2
 
35
Вологодская область 
3
1
1
1
1
 
1
 
36
Воронежская область 
19
10
9
 
 
 
13
 
37
Ивановская область
3
3
 
 
 
 
2
 
38
Иркутская область
7
4
2
1
 
 
4
 
39
Калининград-ская область
5
3
2
 
 
 
2
 
40
Калужская область
6
3
3
 
1
 
1
1
41
Камчатская область
нет
 
 
 
 
 
 
 
42
Кемеровская область 
6
1
3
2
 
 
1
 
43
Кировская область 
2
1
1
 
 
 
1
 
44
Костромская область 
1
1
 
 
 
 
 
 
45
Курганская область 
2
2
 
 
 
 
 
 
46
Курская область 
3
2
 
1
1
1
2
 
47
Ленинградская область 
49
34
10
5
6
3
22
1
48
Липецкая область 
5
5
 
 
1
 
3
 
49
Магаданская область 
нет
 
 
 
 
 
 
 
50, 90, 150
Московская область 
76
56
5
15
19
7
52
2
51
Мурманская область 
нет
 
 
 
 
 
 
 
52
Нижегородская область 
7
7
 
 
4
 
6
 
53
Новгородская область 
2
1
1
 
 
 
2
1
54
Новосибирская область 
10
8
 
2
2
1
7
2
55
Омская область 
6
3
 
3
1
1
3
 
56
Оренбургская область 
3
3
 
 
1
 
2
 
57
Орловская область 
6
5
 
1
 
 
3
1
58
Пензенская область 
2
2
 
 
 
 
1
1
59
Пермская область 
6
4
1
1
 
 
4
1
60
Псковская область 
2
2
 
 
1
 
 
 
61
Ростовская область
14
2
9
3
7
2
8
1
62
Рязанская область
7
3
2
2
2
2
3
2
63
Самарская область
22
4
9
9
6
7
7
5
64
Саратовская область
5
2
3
 
2
1
1
 
65
Сахалинская область
2
 
 
2
 
 
 
2
66
Свердловская область
9
5
3
1
3
 
5
 
67
Смоленская область
8
3
1
4
 
 
3
1
68
Тамбовская область
2
 
 
2
 
 
 
1
69
Тверская область
4
1
2
1
1
 
1
2
70
Томская область
4
1
1
2
 
 
 
3
71
Тульская область
16
6
5
5
4
7
7
6
72
Тюменская область
3
1
2
 
3
2
3
 
73
Ульяновская область
5
 
3
2
1
 
1
3
74
Челябинская область
10
2
2
6
1
 
5
 
75
Читинская область
1
 
 
1
 
 
 
1
76
Ярославская область
8
2
4
2
1
 
3
1
 
ВСЕГО 
463
251
127
85
76
38
213
49
 
 
100%
54%
27%
18%
16%
8%
46%
11%

 

Все публикации

Новости Все новости

Ближайшие события Все события