А. Сапелин "Возможности отечественного питомниководства глазами ландшафтного архитектора"

23 Августа 2012 г.

Александр Юрьевич Сапелин, ландшафтный архитектор,

преподаватель кафедры декоративного растениеводства МГУлеса.

Возможности отечественного питомниководства глазами ландшафтного архитектора.

Имея длительный опыт общения с представителями европейских питомников, в определённый момент стала довольно отчётливо видна не только модель их построения и существования, но и закономерности их развития, которые в разных странах проходили в различные строки и с различной скоростью, но примерно по одному и тому же сценарию и через одни и те же этапы. Этот багаж знаний уже несколько лет назад позволил предположить, что специализация отечественных питомников – неизбежна. Тогда это многими подвергалось критике, а отдельные производители посадочного материала говорили и вовсе о невозможности этого. Да, наверное, именно на тот период времени  - это было невозможно, большинству нужно было просто выживать, сейчас же мало осталось тех, кто отрицает факт, что специализация уже грядёт и грядёт неотвратимо, а в части хозяйств это уже в той или иной степени реальность.

Я не буду останавливаться на тех плюсах, которые ввиду развития данного процесса приобретут питомники. Они производителям всем известны и, подозреваю, известны лучше чем мне. Здесь же хочу выступить, как представитель сообщества ландшафтных архитекторов и дизайнеров. При всех плюсах, приобретаемых вместе со специализацией производителями посадочного материала, довольно большой минус приобретает ландшафтное сообщество. Представители ЛД бизнеса в последние годы были довольно сильно избалованы возможностью заказать весь список растений на тот или иной объект/объекты в одном месте. Достаточно было выслать список продавцу и им эти растения заказывались у одного или нескольких европейских поставщиков, собирались на месте в одну фуру и приходили в единое место на территории РФ. Понятно, что это были не производители посадочного материала, а торговые организации, что, впрочем, некоторым из них не мешало называть себя питомниками.

Сейчас же, когда реальный, а не мнимый производитель начнёт специализироваться на тех или иных группах растений, на тех или иных стандартах и пр., он не сможет в одиночку производить даже треть той линейки ассортиментного списка, который  имелся у торгующих растениями организаций, так как последние в большинстве своём пользовались услугами множества производителей. Одна из целей АППМ увеличить в общей массе продаж долю отечественного производителя за счёт импортируемого материала. Смею сказать от числа большого количества представителей ЛД бизнеса, что в конечном  итоге и нам это по ряду позиций выгодно, но проблему, вышеозвученную, а именно координацию торговой деятельности ряда всё более и более узко специализирующихся хозяйств – решить необходимо, иначе в руках у реализаторов чужой европейской продукции, привозимой под заказ от разных производителей – колоссальный козырь.

В Европе этот минус координируется деятельностью кооперирующих организаций. Взять, к примеру, Польшу. В офертах некоторых питомников присутствует такой ассортимент, что зная площадь данного хозяйства, понимаешь, что на его полях он не поместится даже если все позиции по 10 штук посадить. При этом вам часто предложат и сверх списка то, чего в оферте нет, а вас как потенциального потребителя интересует. И лишь при детальном анализе понимаешь, что список сформирован целым рядом питомников, находящихся друг с другом в договорных отношениях. И у одного, исходя из условий места, удаются верески – он на них и специализируется, а другой в массе выращивает розы – и это его «конёк». При этом (утрированно) в оферте и одного и другого есть и верески и розы. Все предлагают всё (преимущественно), зная, что несмотря на отсутствие рододендронов, я возьму их у пана Чаплухи, а лианы у пана Марчиньского. Это работа осуществляется настолько слаженно, что иногда начинаешь думать, что это свойства национального характера, менталитета что ли. Тут нам, увы, не так повезло.   Иногда в российском питомнике, зная о наличии спрашиваемого клиентом товара в соседнем питомнике на том же шоссе, потупя взор говорят, что нет, даже не ищите, этого нет ни у кого. Однако, не будем о грустном и вернемся к вопросу об организации процесса кооперации.

По опыту всё тех же европейских стран, часто в роли таких кооперирующих организаций выступают Ассоциации и Союзы питомников. Часто это происходит в тех странах, где множество мелких питомников (Восточная Европа). Если это страны с крупными питомниками (США, часть Западное Европы) – то часто сами крупные производители выступают координаторами, становясь по сути корпорациями. Во многих из них и вовсе ликвидирована часть отделов, связанных непосредственно с размножением и выращиванием, так как они заменили большую долю производства собственного материала сторонним, сохранив лишь свой бренд и продавая его. Лишь потребитель по наивности продолжает думать, что пришедшее к нему растение с этикеткой, на которой красуется логотип данного производителя, действительно выращено в этом питомнике.

Кто в нашем отечестве мог бы взять на себя координирующие функции и какой вариант из двух предпочтительнее? Моё мнение, что самый верный путь – это тот, при  котором вопросы кооперации взяла бы на себя Ассоциация Производителей Посадочного Материала. И времени на раскачку остаётся по большому счёту не так уж и много. Если ситуация продолжит развиваться теми же темпами, как это происходит сейчас, то через 3-4 года у ЛД будет большая проблема и тот, кто сегодня займёт нишу координирующей организации, к тому времени станет несомненным королём на рынке посадочного материала. В приватных разговорах с некоторыми из коллег даже звучит мысль о том, что некоторое увеличение (3-5%) стоимости посадочного материала, которое могло бы пойти на нужды организующего объединения, не отвадит людей, если будет обширный единый список поставок, понятные условия и хороший сервис. Даже с учётом этих дополнительных расходов экономия для ЛД всё равно останется и существенная. И, прежде всего, помимо многого прочего, – это экономия времени, когда не надо будет среди десятков производителей  выискивать нужное, связываясь со всеми, а потом координировать работы по координации поставок и пр., которых не возникало ранее с единым поставщиком-продавцом. Даже сейчас, и это я знаю по себе, когда берешь основную массу растений в одном месте, то и остальные позиции берешь там же, несмотря на то, что именно их можно найти того же качества, но дешевле в других местах. Поедешь за этим лучшим и дешевым на другой конец области и в итоге всё равно потратишь больше. В итоге берешь всё здесь. При наличии, конечно же.

Если такая объединяющая организация рано или поздно появляется, то далее она может выполнять самый широкий круг функций, которые поистине неисчерпаемы. В своих предложениях потенциальному потребителю она могла бы выставлять не только линейку размеров на каждую ассортиментную позицию, но и вводить качественную классификацию для растений от разных производителей. Прошу заметить, что имея в виду «разное качество», имеется ввиду именно разное качество и исключается вариант «некачественного» у которого качество отсутствует. Естественно, что тот или иной класс качества будет отличаться и по цене. Это «плюс», так и объекты в ЛД бизнесе по своему классу – не однородны. Эта же организация может более глобально разрабатывать систему взаимодействия производителей и потребителей: заблаговременные заказы, скидки, сроки и прочее. Производителям было бы намного проще планировать свою работу на годы вперёд, имея определённый заказ со стороны потребителя. Может впоследствии такая организация могла бы включить в себя и питомники стран СНГ, начав взаимодействие с аналогичными организациями в этих странах. Но это, правда, весьма не срочная задача и рассчитанная исключительно на перспективу.

Вопрос технического и организационного осуществления данной программы на мой взгляд может решаться двумя способами, а именно создание виртуальной или реальной площадки. Второй вариант, конечно, многим ближе по инерции, как исторически сложившийся. По сути, рынки a-la «Садовод» это эксплуатация той же идеи, но в самом зародышевом и примитивном способе её выражения. И даже при этом все осознают, что если оставить на этой территории один из любых существующих там прикопов, убрав все остальные – его продажи упадут. Вернее упадёт приток посетителей, что, в общем, в определенном смысле связано. Однако, формирование такой реальной площадки на мой взгляд связано с большим количеством сложностей организационного и технического характера. Как показать всю линейку стандартов каждому питомнику, как учитывать широкую географию участников, как взаимодействовать с потребителем от стадии ознакомления с предложением до стадии вывоза растений и пр.? Впрочем, я думаю все себе эти сложности представляют, и говорить подробно о них особой необходимости нет.

Создание же интернет-площадки виртуального типа – имеет целый ряд преимуществ. В своё время на старом варианте сайта АППМ уже была попытка начать создавать баз растений. Увы, представлена она была в лучшем случаем парой питомников, была несовершенна и не получила дальнейшего развития. А это могло бы стать началом формирования именно такой объединяющей виртуальной площадки. Если хотите, интернет-магазина, но только очень большого, с хорошими унифицированными описаниями товара, большим количеством участников с обоих сторон, которые при этом вели бы себя в рамках заранее спроектированной системы, а не разрозненно, как на рынке предлагая каждый свой товар. Тут нужна и мощная система поиска товара требуемого качества потребителем, которая при этом была бы максимально проста в работе. Заранее встроенные статистические примочки позволят владельцам площадки контролировать спрос (на ассортиментные единицы, на стандарт материала, на производителя, на разные сроки реализации и пр.), улавливать тенденции его изменения, анализировать их и, соответственно, донеся их до производителя – реагировать на них. Пожалуй, самым правильным было бы размещение такого сервиса на существующей площадке сайта АППМ. Однако, если по каким-то  причинам это не представляется возможной, то мы можем предложить для этих целей самостоятельный раздел на нашем сайте Русской Флористической Коллекции ( www.rfc-online.ru ). Работа в похожем направлении там ведётся и могла бы быть трансформирована с учётом новых требований и участия в ней АППМ.

(Доклад сделан на IV ежегодной конференции АППМ, февраль 2011 г.)

 

Все публикации

Новости Все новости

Ближайшие события Все события