Из интервью Министра Николая Федорова газете "Ведомости"

30 Октября 2012 г.
Каким образом, на ваш взгляд, надо развивать сельское хозяйство?
 
— Инструмент уже создан — это государственная программа развития АПК на 2013-2020гг. Должен отметить, что, несмотря на недавнюю волну неудовольствия в прессе, нет речи о сокращении уровня господдержки сельского хозяйства. Мне вообще не очень понятно, откуда выводы, что в 2 раза будет сокращено государственное финансирование. Откуда взяли, что было запланировано направить 2,5 трлн руб., а осталось 1,5 трлн руб.? Но спорить с этим, увы, бессмысленно. Когда я пришел в Минсельхоз, в рамках бюджетного планирования на три года на ресурсное обеспечение госпрограммы был заложен объем господдержки на 2013, 2014 и 2015 гг. — по 124,1 млрд руб. на каждый. Это с учетом мирового кризиса, с учетом требований послания президента по ужесточению расходования бюджетных средств. Госдума утвердила эти цифры законом еще 30 ноября 2011 г. Сейчас же вместо 124 млрд руб. — 137 млрд руб. на 2013 г., на 2014 г. — 138 млрд руб., на 2015 г. — 152 млрд руб. Кроме того, еще в связи с проблемами адаптации к ВТО есть решение оказать дополнительную поддержку сельхозпроизводителям в объеме до 14 млрд руб.
 
У России по договоренностям с ВТО до 2018 г. есть возможность увеличить размер господдержки сельхозпроизводителям до существенно большей величины — $9 млрд в год. Наверное, недовольство было связано с ожиданиями по этой сумме, но лишь на 2013 и 2014 гг., с обсуждаемой гипотетической возможностью увеличения объемов субсидирования с текущих $4,5 млрд до $9 млрд. Но как бы это могло практически случиться, если закон приняли о 124 млрд руб.? Никак.
 
Проблема для России вообще и для нас как аграрного ведомства в частности на самом деле не в величине цифр. Основная задача — обеспечить прозрачность, а значит, и большую эффективность освоения денег по госпрограмме. Существующие правила их распределения меня абсолютно не устраивают с точки зрения обеспечения транспарентности, минимизации влияния усмотрения, а то и произвола чиновника на процессы. Возникает опасное сочетание коррупциогенности с неэффективным расходованием денег. Поэтому в скором времени мы должны подготовить первый пакет нормативных актов по совершенствованию всего механизма использования бюджетных средств и контроля над эффективностью их расходования. Будем менять нормативную базу, чтобы обеспечить и прозрачность, и эффективность. Если до сих пор на условный миллион рублей делали один объем работы, теперь должны будем делать два. Моя задача как министра в том, чтобы за счет существующих ресурсов делалось больше работы. Значит, нам нужно больше творчества, больше инноваций во всем — и в производственной, и в непроизводственной сферах.
 
— Как вы собираетесь это делать?
 
— Формировать новые критерии распределения денег, практически и форсированно переходить на проектное финансирование. И чтобы правила были понятны и известны всем. В свое время у нас, в Чувашии, была создана самая прозрачная система региональных общественных финансов по оценке и Всемирного банка, и правительства России. За что мы получили даже грант в $7,3 млн от Всемирного банка. Это было еще в 2003 г. Нам нужно добиться этого и для всего АПК России.
 
— Вы подняли тему эффективности. У нас сама отрасль закредитована. Зимой этого года неоднократно поднимался вопрос о том, что объем валовой выручки сельхозпредприятий сопоставим с суммой привлеченных кредитов. С этим что делать?
 
— Наша задача — не просто увеличить господдержку в рамках наших ресурсов (это более 1,5 трлн руб.), а добиться практического проектного финансирования, иначе госпрограмма не будет достаточно эффективной. Сегодня в госпрограмме развития АПК до 2020 г. прописано, что вклад регионов по субсидированию — еще 770 млрд руб. Этого мало, будем новыми стимулами выводить регионы на то, чтобы они финансировали аграрный сектор в не меньших объемах, чем федеральный бюджет. То есть при правильной организации исполнения госпрограммы мы способны привлечь в АПК порядка 3 трлн руб. государственных средств (федеральных и региональных). А такой объем бюджетной поддержки может и должен в свою очередь привлечь в разы больше частных инвестиций. Мы ставим перед собой именно такие рубежи в прогрессе развития сельского хозяйства и самого российского села. Не только справедливо, но и эффективно будет также, если соотношение финансирования более адекватно менялось бы в зависимости не только от уровня обеспеченности региона, но и от биоклиматических условий.
 
И работать, и жить должно быть интересно
 
— Сельское хозяйство — предмет пристального внимания властей, наверное, в каждой стране, но сами принципы регулирования отличаются. Вы сторонник каких методов?
 
— Сельское хозяйство в России — это не только агробизнес. Нужно учитывать, что в сельской местности проживает треть населения, а это еще и обязательные социальные функции государства. Его задачи — сохранение сельского населения, занятости на селе, а также глубинных основ российской культуры. Мегаполисы, будь то Санкт-Петербург, Москва, Казань, относятся скорее к глобальному миру, а провинция хранит российскую культуру. И нельзя забывать: за счет крестьянства и до революции, и в советские времена строили города, заводы. Из деревни выкачивались лучшие ресурсы, высасывались все соки. Государство обязано помнить об этом, возвращать нравственный и исторический долг и решать проблемы села. Задача министра — практически проводить эту идеологию в жизнь.
 
— Не секрет, что ваша предшественница находилась в некоторой конфронтации с бывшим первым вице-премьером Виктором Зубковым, который был куратором сельского хозяйства в правительстве до его смены. Как вы выстраиваете работу с его преемником в правительстве Аркадием Дворковичем?
— С Аркадием Дворковичем мы работаем вместе более 10 лет. Он неоднократно бывал в Чувашии как заместитель Германа Оскаровича Грефа. Регион всегда был на хорошем счету в Минэкономразвития. Это хорошая база. И сейчас могу сказать, что по всем вопросам встречаю понимание и поддержку.
 
— Как часто вы общаетесь с представителями бизнеса из аграрного сектора? Принимаете ли решения на основании этих консультаций?
 
Бизнес является потребителем наших государственных услуг, а чтобы услуги были качественными, мы должны постоянно держать руку на пульсе его самочувствия. По большому счету они — сельхозтоваропроизводители — нас наняли, чтобы мы, как чиновники, зная их проблемы, адекватно реагировали и решали их. Но нередко представители бизнеса, даже их союзы, могут занимать по одному вопросу диаметрально противоположные позиции. Наша задача — активно с ними общаться, находить оптимальный баланс интересов между ними, государством, регионами.
 
— Вы свою работу министра по каким критериям будете оценивать?
 
— Формально ответить на ваш вопрос легко. Есть утвержденные показатели реализации госпрограммы. Но мы должны сделать больше, чем там заложено. Если не ставить планку выше, получим меньше, ибо теряется стимул, драйв. И работать, и жить должно быть интересно.
 
Источник: www.mcx.ru

Все публикации

Новости Все новости

Ближайшие события Все события