Документирование партий растений

12 октября 2021 г.

Материал подготовил Геннадий РЕЗВЫЙ, генетик-селекционер, юрист, независимый эксперт Министерства юстиции РФ

Скачать PDF

ОГЛАВЛЕНИЕ:

Документирование партий растений.

Общие требования действующего законодательства РФ в сфере карантина растений и семеноводства к документированию партий растений (семян).

Что такое растение в Российском праве?

Что такое семена в Российском праве?

Иерархия нормативно-правовых актов в Российской Федерации (ч.1, ст.11 ГПК РФ): 2

НПА России, регулирующие семеноводство.

Первым в иерархии нормативным правовым актом в РФ устанавливающим требования к семенам является ГК РФ.

Вторым в иерархии нормативным правовым актом в РФ устанавливающим требования к семенам является 149-ФЗ «О семеноводстве».

Третьим в иерархии нормативным правовым актом в РФ устанавливающим требования к семенам является Приказ Минсельхоза России №443.

Комментарий к документированию партий семян.

Семеноводства и авторского права.

Вопросы – ответы:

В каких случаях требуется оформлять документы?

Порядок документирования вывоза из региона в регион РФ.

Порядок документирования при городском озеленении внутри региона.

Порядок документирования вывоза из карантинной фитосанитарной зоны. (карантинный сертификат)

Порядок документирования вывоза из РФ.

 

Документирование партий растений

 

Общие требования действующего законодательства РФ в сфере карантина растений и семеноводства к документированию партий растений (семян).

 

В сфере семеноводства

Что такое растение в Российском праве?

 

В соответствии со ст.1, 149-Фз «О семеноводстве» (далее -149-ФЗ):

- сельскохозяйственные растения это зерновые, зернобобовые, кормовые, масличные, эфирномасличные, технические, овощные, лекарственные, цветочные, плодовые, ягодные растения, картофель, сахарная свекла, виноград, используемые в сельскохозяйственном производстве;

- лесные растения это лесные древесные и кустарниковые растения, используемые в лесном хозяйстве.

Таким образом все растения сельскохозяйственные, если они используются в сельскохозяйственном производстве.

Что такое семена в Российском праве?

 

В соответствии со ст.1, 149-Фз «О семеноводстве» (далее -149-ФЗ):

- семена — это части растений (клубни, луковицы, плоды, саженцы, собственно семена, соплодия, части сложных плодов и другие), применяемые для воспроизводства сортов сельскохозяйственных растений или для воспроизводства видов лесных растений.

Таким образом семена это все, чем размножаются растения. Поэтому далее по тексту, используется их общее название – семена.

 

Иерархия нормативно-правовых актов в Российской Федерации (ч.1, ст.11 ГПК РФ):

 

Иерархия нормативных правовых актов - это правовое положение всех действующих в Российской Федерации видов нормативных правовых актов по их юридической силе друг к другу, где Конституция Российской Федерации обладает наивысшей юридической силой.

Такую иерархию можно выразить следующим образом:

- Конституция Российской Федерации (ч.1, ст.15, Конституции);

- федеральные конституционные законы (ст.136 Конституции);

- международные правовые акты (ч.4, ст.15, Конституции; ч.3, ст.5, 101-ФЗ «О Международных договорах РФ» (далее – 101-ФЗ);

- федеральные конституционные законы (ч.2, ст.4, Конституции);

- федеральные законы (ч.3, ст.76, Конституции);

- нормативные указы и распоряжения Президента РФ (ч.3, ст.90, Конституции);

- постановления Правительства Российской Федерации (ст.115, Конституции);

- постановления Совета Федерации ФС РФ (ч.2, ст.102, Конституции);

- постановления Государственной Думы ФС РФ (ч.2, ст.103, Конституции);

- нормативные акты министерств и ведомств РФ, которые не проходят регистрацию в Министерстве юстиции РФ (ПП РФ от 13.08.1997 №1009);

- нормативные акты министерств и ведомств РФ, которые должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ (ПП РФ от 13.08.1997 №1009);

- законы субъектов Российской Федерации;

- подзаконные акты органов власти субъектов Российской Федерации;

- локальные нормативные акты.

С одной стороны, из вышеизложенного, и из пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 №6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует что положения нижестоящего правового акта могут быть признаны недействительными в связи с несоответствием положениям закона или иного правового акта, обладающего большей юридической силой.

Соответственно с другой стороны, такие положения могут быть и не признаны недействительными. Как писал известный вице-губернатор Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин, - «Строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения». Поэтому и сейчас в РФ существует множество подзаконных актов, которые противоречат нормативным актам большей юридической силы.

 

НПА России, регулирующие семеноводство

Первым в иерархии нормативным правовым актом в РФ устанавливающим требования к семенам является ГК РФ.

 

В частности, статья 1444 ГК РФ которой установлено, что все реализуемые в Российской Федерации семена должны быть снабжены документом, удостоверяющим их сортовую принадлежность и происхождение. А на селекционные достижения, включенные в Государственный реестр охраняемых селекционных достижений, документ удостоверяющий сортовую принадлежность выдается только патентообладателем и лицензиатом.

Следовательно, все реализуемые растительные материалы, попадающие в понятие семена установленное ст.1, 149-ФЗ, должны сопровождаться документами, удостоверяющими их сортовую принадлежность и происхождение.

Например, в соответствии со ст.1, ФЗ от 29.12.1994 №77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов», документ — это материальный носитель с зафиксированной на нем в любой форме информацией в виде текста, звукозаписи, изображения и (или) их сочетания, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и предназначен для передачи во времени и в пространстве в целях общественного использования и хранения.

Вторым в иерархии нормативным правовым актом в РФ устанавливающим требования к семенам является 149-ФЗ «О семеноводстве».

 

  1. Статья 17, 149-ФЗ, Требования к производству семян

 Для производства семян должны использоваться семена, сортовые и посевные качества которых соответствуют требованиям нормативных документов в области семеноводства.

Запрещается использовать для посева (посадки) семена в целях их производства, засоренные семенами карантинных растений, зараженные карантинными болезнями растений и вредителями растений.

  1. Статья 18, 149-ФЗ, Особенности производства семян отдельных категорий

 Оригинальные семена производятся только оригинаторами или уполномоченными ими лицами.

Семена отдельных категорий лесных растений производятся в порядке, установленном специально уполномоченным федеральным органом управления лесным хозяйством.

  1. Статья 21, 149-ФЗ, Заготовка, обработка, хранение и использование семян

 Использование семян, которые являются объектом исключительных прав (интеллектуальной собственностью), допускается в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Запрещается использовать для посева (посадки) семена, сортовые и посевные качества которых не соответствуют требованиям нормативных документов в области семеноводства.

Запрещается ввозить на территорию Российской Федерации и использовать для посева (посадки) семена растений, генетическая программа которых изменена с использованием методов генной инженерии и которые содержат генно-инженерный материал, внесение которого не может являться результатом природных (естественных) процессов, за исключением посева (посадки) таких семян при проведении экспертиз и научно-исследовательских работ.

  1. Статья 25, 149-ФЗ, Общие требования к определению сортовых и посевных качеств семян

 Семена, предназначенные для посева (посадки), подлежат проверке на сортовые и посевные качества.

  1. Статья 26, 149-ФЗ, Определение сортовых качеств семян сельскохозяйственных растений

 Обязательной апробации подлежат посевы сельскохозяйственных растений, семена которых предназначены для реализации.

Апробация посевов сельскохозяйственных растений проводится по заявкам производителей семян семенными инспекциями с привлечением при необходимости оригинаторов, а также организаций и физических лиц, определенных в статье 16 настоящего Федерального закона.

  1. Статья 28, 149-ФЗ, Подтверждение соответствия партий семян

Подтверждение соответствия партий семян осуществляется в соответствии с положениями статьи 21 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ "О техническом регулировании", то есть добровольно.

  1. Статья 30, 149-ФЗ, Оборотоспособность партий семян

 Допускается реализация партий семян сельскохозяйственных растений, сорта которых включены в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию.

После исключения сортов сельскохозяйственных растений из Государственного реестра селекционных достижений, допущенных к использованию, партии семян сельскохозяйственных растений таких сортов могут использоваться в течение последующих двух лет. Указанные семена относятся к категории репродукционных.

Оборот партий семян лесных растений, используемых в целях воспроизводства лесов и лесоразведения, допускается при наличии документов, удостоверяющих их посевные качества, а также с соблюдением требований, установленных специально уполномоченным федеральным органом управления лесным хозяйством в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

  1. Статья 31, 149-ФЗ, Реализация и транспортировка партий семян

При реализации и транспортировке партий семян в затаренном состоянии их тара и упаковки должны иметь этикетки установленных форм.

При реализации и транспортировке партий семян в незатаренном состоянии (насыпью) требуется оформить на данные партии семян сопроводительные документы с указанием сведений о наименовании сорта растений каждой партии семян, происхождении и качестве семян.

Партии семян, обработанные химическими или биологическими препаратами, должны находиться в затаренном состоянии. Тара и упаковки этих партий семян должны иметь соответствующие надписи и сопроводительные документы, определяющие порядок обращения с такими семенами и содержащие сведения о возможных негативных воздействиях на здоровье человека и окружающую среду.

При реализации и транспортировке партий семян запрещается указывать на их таре и упаковках, этикетках и в сопроводительных документах не соответствующие действительности сведения о наименованиях сортов растений, происхождении и качестве семян.

  1. Статья 33, 149-ФЗ, Ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации партий семян

 Ввоз в Российскую Федерацию партий семян допускается в случае, если на партии семян оформлены документы, удостоверяющие их сортовые и посевные качества, и, если указанные партии семян соответствуют требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

Запрещен ввоз в Российскую Федерацию партий семян в незатаренном состоянии (насыпью), обработанных химическими или биологическими препаратами, а также партий семян сельскохозяйственных растений, сорта которых не включены в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию, за исключением партий семян, предназначенных для научных исследований, государственных испытаний, производства семян для вывоза из Российской Федерации.

Запрещены ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации партий семян охраняемых государством сортов растений в случае несоблюдения гражданского законодательства.

Третьим в иерархии нормативным правовым актом в РФ устанавливающим требования к семенам является Приказ Минсельхоза России №443

 

В соответствии с пунктом 3 Порядка, утвержденного Приказом 443, реализация партий семян сельскохозяйственных растений осуществляется при наличии информации о сортовой принадлежности, происхождении и качестве семян сельскохозяйственных растений.

Сведения о сортовой принадлежности и качестве семян сельскохозяйственных растений должны быть указаны на таре (упаковке), ярлыке (этикетке), а также содержаться в сопроводительных документах.

Реализация партий семян сельскохозяйственных растений должна осуществляться при условии наличия оригинала документа, удостоверяющего сортовую принадлежность и посевные качества семян сельскохозяйственных растений (при реализации всей партии семян сельскохозяйственных растений), или копии указанного документа, заверенной печатью органа, его выдавшего (при реализации части партии семян сельскохозяйственных растений).

  1. Оригинальные и элитные семена сельскохозяйственных растений должны реализовываться в упакованном виде.
  2. Продавец вправе указать на таре (упаковке) иную дополнительную информацию о сортовой принадлежности и качестве семян сельскохозяйственных растений.
  3. К таре (упаковке) с реализуемыми семенами сельскохозяйственных растений должен прикрепляться ярлык (этикетка) с информацией, предусмотренной пунктом 22 настоящего Порядка, или пломба.

При использовании пломбы на внешнюю сторону тары (упаковки) на видном месте несмываемой краской должна наноситься маркировка или печатный штамп с информацией, предусмотренной пунктом 22 настоящего Порядка.

Для плодовых и ягодных культур ярлык (этикетка) должна крепиться к каждому или одному из наружных черенков, саженцев в пучке либо к пучку растений.

  1. Ярлык (этикетка) прикрепляется к таре (упаковке) любым способом, исключающим его (ее) потерю.
  2. Информация, содержащаяся на ярлыке (этикетке) или другом виде маркировки, должна определять и характеризовать содержимое тары (упаковки), относиться только к данной партии семян сельскохозяйственных растений и быть идентичной информации, содержащейся в сопроводительных документах, о сортовой принадлежности, происхождении и посевных качествах семян сельскохозяйственных растений.
  3. Для каждой партии семян сельскохозяйственных растений должен использоваться одинаковый способ нанесения информации - рукописный и (или) печатный. Нанесение информации на ярлык (этикетку) карандашом не допускается.
  4. Положения пункта 12 настоящего Порядка не применяются к семенам сельскохозяйственных растений, которые:

16.1. поставляются в организации по сортировке и обработке семян сельскохозяйственных растений;

16.2. перевозятся транзитом через территорию Российской Федерации;

16.3. предназначены для посева в научных целях;

16.4. предназначены для экспонирования на выставках.

  1. Ярлык (этикетка) изготавливается из любого прочного материала, кроме металла. Допускается липкость или не клейкость ярлыка (этикетки), выполненного (выполненной) из мягкого материала. Допускается нанесение информации на одной или обеих сторонах ярлыка (этикетки). Повторное использование липких ярлыков не допускается.
  2. Ярлык (этикетка) должен (должна) иметь прямоугольную форму и следующий цвет, за исключением ярлыков на малогабаритной таре (упаковке) семян сельскохозяйственных растений, предназначенных для розничной торговли:

18.1. оригинальные семена - фиолетовый;

18.2. элитные семена - белый;

18.3. репродукционные и гибридные семена 1-го поколения - голубой;

18.4. репродукционные семена 2-го и последующих поколений - красный;

18.5. смесь семян - зеленый.

  1. На ярлыке (этикетке) используются печатные буквы.
  2. Маркировка должна осуществляться в соответствии с требованиями пунктов 4, 23 и 24 настоящего Порядка.
  3. Текст на ярлык (этикетку) или маркировка на тару (упаковку) должен наноситься на русском языке.
  4. Ярлык (этикетка) или другой вид маркировки должен содержать следующую информацию:

22.1. ботаническое название на латинском языке и название на русском языке сельскохозяйственной культуры, включенной в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию;

22.2. название сорта, для гибридных семян сельскохозяйственных растений - название гибрида и обозначение "Гибрид";

22.3. категория семян сельскохозяйственных растений: "оригинальные", "элитные", "репродукционные»;

22.4. номер партии;

22.5. для семян сельскохозяйственных растений, реализуемых в крупногабаритной таре (упаковке) <4>, должна быть указана масса нетто одной тары (упаковки) в килограммах. Для плодовых и ягодных культур должно быть указано число подвоев, черенков, саженцев, растений в партии;

22.6. происхождение семян сельскохозяйственных растений (наименование и адрес организации - производителя семян сельскохозяйственных растений). Для семян сельскохозяйственных растений, ввезенных из иностранных государств, должно быть указано место производства семян сельскохозяйственных растений, наименование и адрес организации - производителя и импортера семян сельскохозяйственных растений (фамилия, имя, отчество (при наличии) лица, которое осуществляет деятельность, связанную с вводом семян сельскохозяйственных растений в оборот в Российской Федерации);

22.7. номер фракции для калиброванных семян сельскохозяйственных растений;

22.8. торговое наименование химической продукции, название ее действующего вещества и их класс опасности для протравленных семян сельскохозяйственных растений;

22.9. наименование и класс опасности использованного пленкообразующего полимера для дражированных и инкрустированных семян сельскохозяйственных растений;

22.10. надпись: "Запрещается использовать для пищевых целей, в том числе для производства масла.";

22.11. для семян перекрестноопыляемых культур, произведенных на полях с уменьшенной пространственной изоляцией, должна быть указана надпись: "Дальнейшее воспроизводство не разрешено.";

22.12. обозначение стандарта;

22.13. информация о наличии (отсутствии) генетических модификаций.

  1. На ярлыке (этикетке) или таре (упаковке) должны быть указаны сведения о сортовой принадлежности происхождении и качестве семян сельскохозяйственных растений, соответствующие сопроводительным документам.
  2. Допускается использование площади на ярлыке (этикетке), не занятой обязательной информацией, указанной в пункте 22 настоящего Порядка, для дополнительной информации, представленной продавцом семян сельскохозяйственных растений. Данная информация должна быть напечатана шрифтом меньшего размера, чем тот, который используется для нанесения обязательной информации.

Дополнительная информация должна содержать достоверные сведения, относящиеся только к семенам сельскохозяйственных растений, находящимся в таре (упаковке).

  1. Малогабаритная тара (упаковка) с семенами сельскохозяйственных растений, предназначенными для розничной торговли на территории Российской Федерации, должна содержать следующую информацию:

26.1. наименование и адрес места осуществления деятельности организации - производителя или импортера семян сельскохозяйственных растений (фамилия, имя, отчество (при наличии) лица, которое осуществляет деятельность, связанную с вводом семян сельскохозяйственных растений в оборот в Российской Федерации);

26.2. название сельскохозяйственной культуры, сорта семян сельскохозяйственных растений;

26.3. обозначение стандарта, технических условий на сортовые и посевные качества семян сельскохозяйственных растений;

26.4. номер партии;

26.5. дата упаковки семян сельскохозяйственных растений;

26.6. масса (в граммах) или количество (в штуках) семян сельскохозяйственных растений.

  1. На малогабаритной таре (упаковке) не должны указываться сведения о сортовой принадлежности, происхождении и качестве семян сельскохозяйственных растений, не соответствующие сопроводительным документам.

Допускается нанесение на малогабаритную тару (упаковку) дополнительной информации о семенах сельскохозяйственных растений, находящихся в малогабаритной таре (упаковке).

  1. Для семян сельскохозяйственных растений, реализуемых в крупногабаритной таре (упаковке), габаритные размеры которой превышают 1200 x 1000 x 1200 мм, на каждой таре (упаковке) должны быть указаны номер партии семян сельскохозяйственных растений, культура, сорт и категория семян сельскохозяйственных растений.
  2. В накладной или других сопровождающих партию семян сельскохозяйственных растений документах должна быть указана информация, предусмотренная пунктом 22 настоящего Порядка.
  3. Импортируемые семена сельскохозяйственных растений поставляются только в таре (упаковке).
  4. Необходимо обеспечить соответствие информации на ярлыке (этикетке) и маркировке тары (упаковки) требованиям пунктов 12 и 22 настоящего Порядка.
  5. При ввозе на территорию Российской Федерации семян сельскохозяйственных растений, упакованных в малогабаритную тару (упаковку), необходимо обеспечить наличие оригинала документа, предусмотренного пунктом 3 настоящего Порядка, а также обеспечить наличие на ярлыке (этикетке) информации, указанной в пункте 22 настоящего Порядка.
  6. При транспортировке, реализации и хранении партий семян сельскохозяйственных растений должен соблюдаться температурный режим, обеспечивающий сохранение их посевных качеств, установленный национальными и международными стандартами.
  7. При транспортировке в одном транспортном средстве нескольких партий семян сельскохозяйственных растений размещение таких партий должно осуществляться раздельно.
  8. Транспортировка партий семян сельскохозяйственных растений должна сопровождаться документами, подтверждающими происхождение, сортовые и посевные показатели качества семян сельскохозяйственных растений.

 

Таким образом, законно или не законно, но обязательные требования к документированию партий семян и посадочного материала установлены тремя вышеуказанными нормативными правовыми актами.

 

Комментарий к документированию партий семян

 

Все вышеуказанные НПА устанавливающие требования к документированию партий семян делятся на публично правовые и частноправовые.

К частноправовым относится ГК РФ, а к публично правовым ФЗ «О семеноводстве» и Приказ МСХ РФ №443. Публично правовые содержат обязательные требования, которые являются предметом проверок, а честно правовые не содержат и соответственно не являются предметом проверок.

Вместе с тем отметим, что в соответствии со ст.ст. 71 и 72 Конституции РФ полномочия в сфере семеноводства сельскохозяйственных растений не отнесено к ведению Российской Федерации и не отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее Субъектов. Поэтому ФЗ «О семеноводстве» и соответственно Приказ 443 юридически существуют вне правового поля.

Такое положение будет сохранятся до тех пор, пока не будет обжаловано в судебном порядке.

Существование норм в ГК РФ, регулирующих требования к обороту семян не противоречит Российскому праву и вполне обосновано.

В связи с этим можно заключить, что пока незаконные НПА не будут отменены в судебном порядке, соблюдение установленных ими требований будет являться предметом государственного контроля (надзора).

Дополнительным аргументом в пользу такого вывода является норма ч.1, ст.52, Договора о ЕАЭС, который подписан Российской Федерацией. В соответствии с этой нормой, Россия обязалась не устанавливать в своем внутреннем Праве, обязательных требований к продукции (в данном случае к селекционным достижениям), в отношении которой не установлено обязательных требований в рамках Союза (Решение от 29.01.2011 №526).

В отношении семян в рамках Союза не установлено обязательных требований, следовательно, установление таких требований в Российском праве незаконно, тем не менее они существуют и небыли обжалованы.

Между тем, в соответствии с ч.4, ст.15 Конституции РФ, общепризнанные принципы и нормы международного Права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Точно такой же вывод следует из норм Постановления Правительства РФ от 01.12.2009 №982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии". Утвержденный вышеуказанным Постановлением, Перечень продукции подлежащей обязательной сертификации не содержит селекционных достижений, следовательно, обязательные требования по сертификации к ним не могут быть правомерно установлены.

Кроме того, в соответствии со ст.20, ФЗ «О техническом регулировании», в РФ существует 2 формы подтверждения соответствия, это добровольная и обязательная. Добровольная на соответствие любому ГОСТ (даже иностранному или стандарту компании, например, АППМ), а обязательная - только на соответствие Техническому Регламенту.

В РФ нет ни одного Технического Регламента ни на семена, ни на посадочный материал, следовательно, не может быть и обязательных требований по сертификации. Но существуют множество ГОСТ, в том числе и международных, при этом сертификация на соответствие любому из них повторюсь, осуществляется добровольно, по инициативе и по выбору собственника, и используется как конкурентное преимущество или гарантия определенного уровня качества.

Из этого следует, что партии семян и посадочного материала не полежат обязательной сертификации и такая сертификация не может быть предметом проверок, это всего лишь один из видов документирования предусмотренного Гражданским Кодексом в рамках частного права (ст.1444 ГК РФ).

В связи с вышеизложенным, можно сделать вывод о том, что не запатентованные селекционные достижения могут сопровождаться любым документом утвержденным Решением Коллегии ЕЭК №18 от 31.01.2018 года, удостоверяющим их сортовую принадлежность и происхождение (в том числе и сертификатом соответствия). Но сертификат соответствия вправе выдавать только лаборатория аккредитованная в соответствии с законодательством РФ об аккредитации в национальной системе аккредитации.

Запатентованные селекционные достижения не могут быть легально реализованы если документы подтверждающие сортовую принадлежность выданы не патентообладателем или не лицензиатом (ст.1444 ГК РФ).

Таким образом:

- документ о происхождении, это обычная накладная оформленная в бухгалтерии юридического лица, ИП или Ассоциации свидетельствующая о происхождении партии семян иди посадочного материала;

- документ о сортовой принадлежности незапатентованного селекционного достижения - любой документ выдаваемый, например, АППМ в рамках Решения Коллегии ЕЭК №18;

- сертификат соответствия незапатентованного селекционного достижения – это документ, выдаваемый юридическим лицом или ИП, аккредитованным в соответствии с законодательством РФ об аккредитации, в национальной системе аккредитации;

- документ о сортовой принадлежности запатентованного селекционного достижения, это документ, выданный патентообладателем или лицензиатом в рамках Решения Коллегии ЕЭК №18.

В отношении норм приказа МСХ РФ от 31.07.2020 №443 «Об утверждении Порядка реализации и транспортировки партий семян сельскохозяйственных растений», вступившего в силу с 01.01.2021 года, можно отметить, что его нормы носят рекомендательных характер и не могут являться предметом проверок в соответствии с ч.3, ст.4, 184-ФЗ «О техническом регулировании.

Такое вывод следует из норм ч.1, ст.1, Федерального закона от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее – 184-ФЗ), разработка и принятие обязательных требований к процессам перевозки и реализации продукции относится к сфере ведения 184-ФЗ «О техническом регулировании». Поэтому, какие бы нормы не вводились приказом МСХ РФ №443, они действуют только в части не противоречащей 184-ФЗ.

Такой же вывод следует и из норм части 3, статьи 4, 184-ФЗ, Федеральные органы исполнительной власти (например, Минсельхоз) вправе издавать в сфере технического регулирования только акты рекомендательного характера.

Следовательно, любые требования, установленные выше указанным приказом, не могут быть предметом проверки по причине их необязательности.

 

В области карантина растений

 

В области карантина растений обязательные требования к документированию партий семян и посадочного материала установлены правомерно и предусмотрены не только Правом России но и правом ЕАЭС, и другим Международным Правом.

 

Вопросы – ответы:

 

В каких случаях требуется оформлять документы?

Все документы предусмотренные вышеперечисленными НПА оформляются в:

1) в случаях производства и воспроизводства;

2) доведения до посевных кондиций для последующего размножения;

3) предложения к продаже;

4) продажи и иных способах введения в гражданский оборот;

5) вывоза с территории Российской Федерации;

6) ввоза на территорию Российской Федерации;

7) хранения в целях, указанных в подпунктах 1 - 6 настоящего пункта;

8) документы в области карантина растений оформляются при перевозке подкарантинной продукции в случаях, предусмотренных действующим законодательством.

 

Порядок документирования вывоза из региона в регион РФ?

Кроме выше перечисленных требований к документированию партий семян и посадочного материала, предъявляются дополнительные требования, предусмотренные действующим законодательством РФ в области карантина растений.

К таким требованиям относится карантинная сертификация каждой партии семян и посадочного материала, вывозимая из карантинной фитосанитарной зоны. Такое требование применяется к перевозкам как внутри региона, так и между регионами.

 

Порядок документирования при городском озеленении внутри региона?

От вида использования семян или посадочного материала требования к документированию не меняются. Поэтому как внутри региона, так и между регионами, партии семян или посадочного материала дополнительно сопровождаются карантинным сертификатом при их вывозе из карантинной фитосанитарной зоны. Если такие партии не вывозятся из карантинной фитосанитарной зоны, то их документирование карантинным сертификатом не требуется.

 

Порядок документирования вывоза из карантинной фитосанитарной зоны (карантинный сертификат)

Порядок документировав вывоза из карантинной фитосанитарной зоны установлен Приказом МСХ РФ от 13.07.2016 №293.

Карантинный сертификат оформляется в электронном виде с использованием программы «Аргус фито».

 

Порядок документирования вывоза из РФ

Порядок документировав вывоза из Российской Федерации установлен Приказом МСХ РФ от 13.07.2016 №293.

Фитосанитарный сертификат оформляется как по бумажным заявлениям так и с использованием программы «Аргус фито».

 

Сертификат соответствия

Сертификат соответствия добровольный документ и оформляется в случае испытания соответствия партии семян, какому-либо ГОСТ. При этом организация, проверяющая соответствие партий семян и посадочного материала, должна быть аккредитована в соответствии с законодательством РФ об аккредитации, в национальной системе аккредитации.

Подробно о добровольной сертификации соответствия рассказывалось выше.

Другие виды документов

Кроме обязательных документов, сопровождающих партии семян и посадочного материала, могут оформляться другие документы предусмотренный между продавцом и покупателем в рамках договорного права. При этом наличие таких документов не обязательно поэтому не может являться предметом проверок.

 

Г. Резвый

Генетик-селекционер, юрист,

независимый эксперт Министерства юстиции РФ

 

 

 

Все публикации

Пресса
Новости, события и Публикации
Важное
XVII КОНФЕРЕНЦИЯ АППМ
6-8 февраля 2024
НОВАЯ ГЕОГРАФИЯ РОССИЙСКОГО ПИТОМНИКОВОДСТВА