Отличия нового проекта Закона «О семеноводстве»

18 мая 2020 г.
Юрист АППМ Резвый Г.И. систематизировал выдержки  из нового проекта закона «О семеноводстве», чтобы понимать, какие изменения планируются в ближайшее время.
 
Замечания от АППМ мы уже направляли. Министерство экономического развития РФ  составило отрицательное заключение. Однако законопроект все равно направлен Министерством сельского хозяйства РФ  в Правительство РФ  для подачи на рассмотрение в первом чтении в Государственную Думу РФ.
 
Будем отслеживать судьбу закона и держать вас в курсе.
 
 

Данный проект не только сохраняет все недостатки предыдущей версии, но и предлагает ввести 54 новых функций и полномочий ФОИВ:

1.Право на признание чужой собственности пригодной или не пригодной к использованию (ст.1, понятия «определение посевных (посадочных и иных) показателей качества партии семян» и «посевные (посадочные и иные) показатели качества партии семян»);

2.Законодательно закрепляются хозяйственно-полезные признаки (ст.1, понятие «хозяйственно-полезные признаки и (или) свойства сорта или гибрида»;

3.Право на проведение определения сортовых и посевных качеств семян только через подведомственные учреждения (п.3, ч.3, ст.4);

4.Для Российских участников рынка семян - создание, развитие и эксплуатация федеральной государственной информационной системы в области семеноводства сельскохозяйственных растений (п.4, ч.3, ст.4, 23);

5.Создание банка семян (п.5, ч.3, ст.4);

6.Формирование платного Государственного реестра селекционных достижений, допущенных к использованию (п.6, ч.3, ст.4, ст.7, 8, 9, 32, 34);

7.Утверждение обязательных требований к сортовым и посевным показателям качества семян (п.7, ч.3, ст.4). Вопреки закону о Техрегулировании.

8.Иные (пока неопределённые) полномочия в области семеноводства в соответствии с настоящим Федеральным законом (п.8, ч.3, п.13, ч.4, ст.4);

9.Вводится государственный контроль (надзор) в области семеноводства (п.1, ч.4, ст.4, глава 2, ст.35, 36);

10.Право на уничтожение любых генно-инженерно-модифицированных семян и растений (п.3, ч.4, ст.4, ч.3, ст.9). Видимо, и разрешённых;

11.Право на проведение анализа рисков в области семеноводства, связанных с оборотом семян (п.4, ч.4, ст.4);

12.Право на введение экстренных мер в области семеноводства, их изменение, отмена (п.5, ч.4, ст.4);

13.Право на проведение контроля в местах выращивания, производства (в том числе переработки) семян, предназначенных для ввоза в Российскую Федерацию из иностранных государств или групп иностранных государств, в целях использования для посевов и посадок (п.7, ч.4, ст.4, 34);

14.Лицензирование деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на право выполнения работ по выращиванию, производству, хранению и реализации семян (п.8, ч.4, ст.4, ст.16, 19, 20, 21);

15.Привлечение организаций, подведомственных ФОИВ, для проведения лабораторных исследований семян с использованием молекулярно-генетического анализа (п.12, ч.4, ст.4);

16.Вводится необходимость оформления платного генетического паспорта на все семена (ч.3, ст.9);

17.Водится реестр зон, участков выращивания посадочного материала, семян, продукции семеноводства, расположенных в иностранных государствах, группах иностранных государств (п.1, ч.1, ст.6);

18.Закрепляется право на исследования хозяйственной полезности и генетической паспортизации исключительно за подведомственными организациями (ч.3, ст.9);

19.Вводится единая база генетических паспортов сортов и гибридов (ч.3, ст.9);

20.Вводится схема производства семян сортов и гибридов (ст.17);

21.Устанавливаются обязательные требования к производству семян (ст.19), что прямо противоречит ФЗ О Техрегулировании;

22.Вводится реестр производителей семян (ст.19);

23.Вводятся обязательные требования к производителям и продавцам семян (ст.19, 32), в том числе к срокам хранения документов на семена в течении 6 лет;

24.Вводится обязательный сертификат соответствия на семена и обязанность его хранения в течении 6 лет (ст.19);

25.Вводятся специальные зоны для производства семян (ст.22);

26.Устанавливется обязанность включения в ФГИС «Семеноводство» - «иных сведений» (ст.23);

26.Устанваливается необходимость формирования страховых фондов семян (ст.25);

27.Устанавливается Порядок заготовки, обработки, хранения и использования семян сельскохозяйственных растений (ст.26);

28.Вводится запрет на использование семян, не соответствующих требованиям, установленным ФОИВ. Водится право ФОИВ разрешать использовать такие семена (ст.26);

29.Водится запрет на ввоз в РФ семян, если места их производства на территории иностранных государств не обследовал РСН (ст.26);

30.Вводится запрет на ввоз любых ГМО семян с/х растений для использования в производстве (ст.26);

31.Для предпринимателей устанавливается обязанность формирования переходящих фондов семян (ст.27);

32.Устаналиваются обязательные требования к условиям хранения партий семян (ст.27);

33.Устанавливается обязательность исследования семян на сортовые и посевные показатели качества и ГМО при их реализации (ст.28), вместо существующей сейчас добровольной;

34.Обязательные требования к сортовым и посевным показателям качества семян устанавливаются ФОИВ, а не Техрегламентами (ст.28);

35.Устанвливается право для ФОИВ на исследование посевов на ГМО за счёт бюджета и по заявкам - за плату (ст.28);

36.Право на проведение аккредитованными лицами исследований партий семян на сортовые и посевные показатели качества ограничивается необходимостью согласования этой работы с ФОИВ (ст.28);

37.Вводится обязанность для собственников немедленно информировать ФОИВ (в течение 3 дней) об обнаружении ГМО растений в своих посевах (ст.29);

38.Вводится право для ФОИВ выдавать предписание на уничтожение посевов в течение 15 дней (ст.29). А также о немедленном вывозе с территории РФ, ввозе на территорию РФ и уничтожении (ч.5, ст.36);

39.Устанвливается право для должностных лиц ФОИВ, осуществляющих функции по контролю и надзору в области семеноводства, отбирать пробы без аккредитации (ст.30);

40.Проведение анализа проб семян на наличие ГМО закрепляется только за учреждениями подведомственными ФОИВ (ст.30);

41.Вводится обязательная сертификация семян (ст.31);

42.Вводятся требования к обороту семян (ст.32);

43.Устанавливаются обязательные требования к порядку транспортировки и реализации партий семян (ст.33);

44.Вводится необходимость оформления на ввозимые в РФ семена генетических паспортов (ст.34);

45.Вводится необходимость аудита иностранных лабораторий для подтверждения их компетентности и признания выдаваемых ими документов (ст.34);

46.Вводится акт государственного контроля (надзора) в области семеноводства (ч.4, ст.36);

47.Вводится право ФОИВ на проверку условий выращивания, производства, хранения и реализации партий семян (п.3, ч.6, ст.36);

48.Вводится право ФОИВ на проведение обследования объектов, связанных с выращиванием, производством, хранением и реализацией партий семян (п.4, ч.6, ст.36);

49.Вводится право ФОИВ на проверки в отношении семян с оформлением в отношении семян акта проверки (ч.7, ст.36);

50.Вводится право для должностных лиц ФОИВ  беспрепятственно посещать  любые объекты семеноводства и затребовать любые документы на основании служебного удостоверения (п.2, 3, 4, ч.1, ст.37);

51.Вводится право для должностных лиц ФОИВ принимать решение о временном ограничении ввоза в РФ партий семян (п.5, ч.1, ст.37);

52.Вводится мониторинг состояния семян и объектов семеноводства (глава 3, ст.38, 39);

53.Вводится анализ рисков области семеноводства (ст.40);

54.Вводится право ФОИВ на введение экстренных мер в области семеноводства (ст.41).

 

16.05.2020

Г. Резвый

 

Все публикации

Пресса
Новости, события и Публикации
Важное
XVII КОНФЕРЕНЦИЯ АППМ
6-8 февраля 2024
НОВАЯ ГЕОГРАФИЯ РОССИЙСКОГО ПИТОМНИКОВОДСТВА