Актуальные тренды развития ландшафтной отрасли в Европе и прогноз развития российского рынка. Озеленение общественных пространств как основной вектор, увеличивающий объемы потребления посадочного материала

2 марта 2020 г.

Полякова Елена,
руководитель, компания «Евро-Плант»,
Санкт-Петербург — Варшава

Ключевое отличие европейского (и американского) рынка от российского состоит в том, что в России ландшафтные архитекторы ВСЕ ЕЩЕ могут найти себе работу в частных садах.

В Европе этот сегмент рынка успешно развивается в формате DIY. Для создания сада на частном участке достаточно дизайнера после двухмесячных курсов и бригады из двух садовников. Строго говоря, это и не называется «созданием сада», это благоустройство территории и посадки растений. Собственно, с таким объемом работ в Польше обычно справляется хозяин дома самостоятельно. Создать настоящий сад хочет не так много людей. Даже обращаясь за помощью в ландшафтную компанию, «обычный человек» не отдает себе отчета в том, что сад ему не нужен. На самом деле, ему вполне достаточно комплекса элементов — изгородь, газон, цветник, «зона барбекю». Ничего удивительно, что любая представленная смета будет казаться ему чрезмерной. Несовпадение реальности и ожиданий формирует конфликты, типичные для этого этапа развития рынка.

В Европе ситуация стабилизировалась, участники рынка и клиенты достигли понимания своих возможностей и задач, большая часть ландшафтных компаний ориентирована на работу с общественными пространствами.

В России сформировалось устойчивое мнение, что «курсистки» (люди, не имеющие высшего архитектурного образования) размывают понятие о профессии ландшафтный дизайнер. Вторая претензия — что они демпингуют, продавая услуги по проектированию в 10 раз дешевле, чем это делает ландшафтный архитектор.

Это не так. Ценность сада от в глазах потребителя не создана, разницу между проектом за 200 тысяч и за 10 тысяч потребитель не видит. Мы получаем множество недовольных клиентов, покидающих рынок, чьи ожидания не совпали с полученным результатом.

На самом деле, именно ландшафтные архитекторы сегодня не на своем месте. Им по сути нечего делать в частных садах, зато их работа будет оценена по достоинству при проектировании общественных территорий.

У современной ландшафтной компании в России есть несколько путей:

  • создавать уникальный нишевый продукт, который называется «авторский сад» (брендинг, маркетинг, реклама);
  • ориентироваться на меньшие объемы работ на бóльшем количестве участков;
  • рассчитывать, что клиентов пока хватит (и это правда, потому что некоторым действительно хватит. В выигрыше — старые фирмы с хорошей репутацией и «сарафанным радио»);
  • переориентироваться на общественные пространства (повышение квалификации или набор квалифицированных сотрудников).

Почему общественные пространства будут меняться и спрос на услуги ландшафтных компаний вырастет?

Потому что озеленение — самый дешевый инструмент маркетинга на сегодня. Это повышает не только престиж застройщика, но и престиж власти, как местной, так и городской и даже федеральной. Презентация иллюстрирует ситуацию на сегодняшнем рынке Польши.

В рамках презентации я рассказываю о том, как за 20 лет Польша сформировала рынок качественного жилья со ставкой на озеленение территорий. В условиях конкурентной среды застройщики были вынуждены искать новые пути привлечения клиентов, и именно зеленые дворы, оформленные в разных стилях под разные запросы покупателей, стали самым эффективным «двигателем торговли». Еще на стадии создания девелоперского продукта польский застройщик определяет целевую аудиторию, исходя из локации земельного участка и условий выделения пятна под застройку, чтобы потом грамотно реализовать все запросы именно этой аудитории. И поэтому в каких-то дворах мы видим кормушки для бабочек и даже для гусениц определенного вида, где-то будет пруд, а гдето уголок Японии с цветущими сакурами. Озеленение — это то, что может отличить один ЖК от другого, ведь стандарты строительства и варианты планировок везде примерно одинаковые и соответствуют стандартам своего класса. Именно озеленение дворов стало самым эффективным элементом маркетинга на польском строительном рынке.

Первые строительные компании, научившиеся грамотно озеленять жилые дворы и продавать новые преимущества, пережили кризис в начале двухтысячных, а те, кто не научился, покинули рынок.

Сегодня квартиры в жилом комплексе без благоустройства практически невозможно продать.

Самый крупный застройщик в стране тратит до 7% бюджета на озеленение дворов (включая МАФы) при средней цифре по отрасли в 2%.

С помощью озеленения можно повысить привлекательность продаваемого жилья. В своей презентации я опираюсь на цифры, полученные от Польской Ассоциации девелоперов, любезно предоставленные нам
экологом Ассоциации Паном Войцехом Сломкой на конференции «Добавленная Зелень», которую я провела в октябре этого года в Варшаве.

Озеленение — самый дешевый способ увеличить стоимость недвижимости. Во всех городах мира, независимо от культуры, это один из самых желанных элементов качественной городской жизни.

В результате исследований, заказанных Husqvarna, выявлено, что, независимо от культурных условий, горожане очень высоко ценят озеленение — это один из наиболее важных факторов, влияющих на стоимость недвижимости для них.

  • Большинство клиентов готовы заплатить больше за дом или квартиру рядом с зонами отдыха.
  • 74% опрашиваемых убеждены, что легкий доступ к паркам и скверам приводит к построению добрососедских отношений и вызывает повышенный интерес к ситуации в жилом комплексе.
  • 34% людей, при выборе места жительства начинают с проверки того, насколько близко находятся зеленые зоны.
  • Для 72% матерей близость зеленой зоны важна, как место для отдыха, отдыха и игр детей. Детские площадки, расположенные в микрорайонах, окруженных зеленью, положительно влияют на умственное развитие детей.
  • Необходимость близости к зеленым зонам имеет важное и существенное основания. Многие медицинские исследования показывают, что люди, которые видят зелень деревьев из окна, обладают лучшим психическим и даже физическим здоровьем. Зеленый цвет успокаивает. Зелень обладает седативными свойствами для детей, страдающих синдромом СДВГ, людей с болезнью Альцгеймера и людей, страдающих депрессией. Было доказано, что качественно запроектированное озеленение снижает количество вирусов и бактерий в воздухе на 30%, включая вирусы гриппа — на 15%. Деревья также производят химические вещества, которые помогают в лечении заболеваний легких.
  • Исследования показали, что стоимость участка и недвижимости в окружении кустарников и деревьев может возрасти до 33%.
  • Cтоимость квартиры в городской агломерации, вблизи зеленых зон или даже парка, может увеличиться до 15%.
  • Стоимость недвижимости может увеличиться почти на треть, если рядом есть водоем.
  • Агенты по недвижимости, ежедневно занимающиеся продажей квартир и домов, указывают, что обычный вид из окна квартиры на зеленые зоны может в среднем увеличить ее стоимость на 14%.
  • Tщательно запроектированное, выполненное и правильно обслуживаемое озеленение снижает затраты на кондиционирование воздуха на 12%.
  • Tщательно запроектированное, выполненное и правильно обслуживаемое озеленение снижает преступность и вандализм на 13%.
  • Правильно запроектированные зеленые зоны наполовину снижают уровень шума.
  • Деревья снижают стоимость эксплуатации недвижимости в течение всего года.
  • Средняя доля расходов на озеленение колеблется от 3,36% до 0,33% (обычно от 1 до 3%) инвестиционных затрат и зависит от многих факторов. Расходы на озеленение в микрорайонах постоянно растут.

Эти цифры получены из открытых источников, и конечно, доступны российским девелоперам тоже. К сожалению, ситуация с городским озеленением не подлежит рыночному регулированию, но коммерческие фирмы, занимающиеся строительством ЖК, находятся в рыночных условиях, вполне сопоставимых с польскими.

Первые ЖК с качественным озеленением европейского типа в эконом-классе уже построены в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Новосибирске. 

Пан Мирослав Штука, польский ландшафтный архитектор, проектировал озеленение в российском жилом комплексе, где квадратный метр продавался за 60 тысяч рублей, и застройщику было это выгодно.

Несложно предположить, что в ближайшее время нас ожидает бум заказов на озеленение общественных территорий.

Заключение

Я призываю ландшафтных архитекторов, располагающих соответствующими знаниями и мощностями, переориентировать свои маркетинговые программы на работу с девелоперами. Работа с частным заказчиком больше не сможет приносить столько прибыли, сколько раньше.

Как удалось выяснить, сегодня не стоимость озеленения является проблемой для девелоперов, а отсутствие контакта с нашей отраслью, а в случае контакта — отсутствие приемлемых алгоритмов сотрудничества.

 

Все публикации

Пресса
Новости, события и Публикации
Важное
XVII КОНФЕРЕНЦИЯ АППМ
6-8 февраля 2024
НОВАЯ ГЕОГРАФИЯ РОССИЙСКОГО ПИТОМНИКОВОДСТВА