МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(Минсельхоз России)
ДЕПАРТАМЕНТ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ
ПОЛИТИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
(Депнаучтехполитика)
Во исполнение пункта 2 раздела III протокола заседания президиума совета по реализации Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017 – 2025 годы от 14 ноября 2018 г. № 3ПП Минобрнауки России разработан проект подпрограммы «Развитие питомниководства и садоводства» Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017 – 2025 годы.
Просим рассмотреть указанный проект подпрограммы и представить по нему позицию в срок до 7 октября 2019 г. на адрес электронной почты: v.merzlyakova@mcx.ru.
Приложение: на 56 л. в 1 экз.
Директор Н.А. Иванова
Ответ Ассоциации:
Директору Департамента научно-технической политики и образования Министерства сельского хозяйства Российской Федерации Н.А. Ивановой |
Уважаемая Нина Александровна!
Ассоциация Производителей Посадочного Материала (далее – АППМ) - некоммерческая организация, объединяющая 152 российских питомника растений
из 40 субъектов РФ, выращивающих плодовые, ягодные, цветочные и декоративные культуры, представляющая интересы сельхозпроизводителей.
Ассоциация рассмотрела проект подпрограммы «Развитие питомниководства и садоводства» Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017–2025 годы (далее соответственно – Подпрограмма, ФНТП) и сообщает следующее.
Проект Подпрограммы направлен на развитие интенсивного промышленного питомниководства и садоводства.
Вместе, с тем согласно ФНТП отраслевой потенциал в Российской Федерации представлен 36,4 тыс. сельхозорганизациями, 174,8 тыс. крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями, 18,2 млн. личными подсобными и другими индивидуальными хозяйствами граждан, 76 тыс. некоммерческими объединениями граждан. В тоже время в Подпрограмме не отражены интересы крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, личных подсобных хозяйств.
В этой связи считаем необходимым усовершенствовать в целом подходы к развитию питомниководства и садоводства с учетом интересов производителей посадочного материала, а также плодовой и ягодной продукции всех категорий хозяйств, отразить их специфические вопросы, либо исключить слова «промышленное садоводство».
Кроме того, считаем необходимым дополнить ФНТП и Подпрограмму питомниками цветочных культур, поскольку цветочные культуры в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 17 декабря 1997 г. № 49-ФЗ «О семеноводстве» (далее – Закон) относятся к сельскохозяйственным растениям.
Отмечаем, что участники Подпрограммы представлены научными и образовательными организациями. В тоже время в рамках ФНТП к участникам комплексных научно-технических проектов относятся не только государственные научные и образовательные организации, но и сельскохозяйственные товаропроизводители, а также иные организации различных форм собственности.
В этой связи считаем необходимым отразить механизмы участия в Подпрограмме производителей посадочного материала малых форм собственности, а также отраслевых общественных некоммерческих организаций.
Кроме того, учитывая, что Подпрограмма затрагивает вопросы производства экологически чистой продукции, считаем целесообразным отразить направления, касающиеся производства посадочного материала для органического производства плодов и ягод с отражением механизмов участия в этом процессе малого бизнеса.
Следует отметить, что в рамках ФНТП результативность реализации программы определяется путем увеличения методов контроля качества сельскохозяйственной продукции, экспертизы генетического материала.
В тоже время в рамках Подпрограммы предполагается обязательная сертификация посадочного материала.
В соответствии со статьей 27 Закона определение качеств семян проводится посредством проведения отбора проб семян и анализа проб семян.
Согласно статье 28 Закона подтверждение соответствия партий семян осуществляется в соответствии с положениями статьи 21 Федерального закона от 27 декабря 2002 года
№ 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее – Закон «О техническом регулировании»). Пунктом 1 статьи Закона «О техническом регулировании» предусматривается добровольное подтверждение соответствия и осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации. Добровольное подтверждение соответствия может осуществляться для установления соответствия документам по стандартизации, системам добровольной сертификации, условиям договоров. Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 23 Закона «О техническом регулировании» обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента.
Таким образом сертификация посадочного материала в рамках Подпрограммы и система сертификации семян в целом не соответствует положениям Закона
«О техническом регулировании». Кроме того, сертификация посадочного материала является дополнительной финансовой нагрузкой на производителей посадочного материала и плодовой и ягодной продукции.
В связи с этим предлагаем исключить по всему тексту Подпрограммы слова «сертифицированный посадочный материал».
Отмечаем также, что в Подпрограмме используются определения (термины) установленные межгосударственными и национальными стандартами, имеющими добровольный характер применения. В частности, «базисный», «исходный», «контейнерное питомниководство», «IN VITPO» и т.д., не предусмотрены Законом и иными нормативными актами Российской Федерации.
Так, в соответствии со статьей 5 Закона в зависимости от этапа воспроизводства сортов сельскохозяйственных растений определяются следующие категории семян сельскохозяйственных растений:
- оригинальные;
- элитные (семена элиты);
- репродукционные (семена первой и последующих репродукций, а также гибридные семена первого поколения).
В этой связи предлагаем дополнить столбец 2 приложения № 1 к Подпрограмме следующими положениями:
- совершенствование нормативных и правовых актов, регламентирующих вопросы семеноводства сельскохозяйственных растений, поскольку в соответствии с положениями статьи 1 Закона к семенам относятся, в том числе, цветочные, плодовые, ягодные растения, используемые в сельскохозяйственном производстве. совершенствование методов апробации;
- совершенствование системы испытаний новых сортов плодовых, ягодных культур, включая создание ускоренных методов испытаний новых сортов плодовых, ягодных по критериям хозяйственных и биологических свойств сорта;
- разработка нормативных правовых актов, регламентирующих испытания и экспертизу новых сортов по критериям отличимости, однородности и стабильности, а также хозяйственных и биологических свойств сорта плодовых, ягодных и цветочных культур, включая декоративные.
Предлагаем предусмотреть внесение соответствующих изменений в Закон в части дополнения понятий и их определений, касающихся питомниководства, отдельным разделом, регламентирующим область питомниководства.
Убедительно просим дополнить понятие «сельскохозяйственные растения» статьи 1 Закона «декоративными растениями».
Что касается создания информационной подсистемы развития питомниководства и садоводства полагаем, что система, имеющая открытый доступ, может привести к рискам, связанным с утечкой информации о коммерческой деятельности производителей, а также дает возможность иностранным компаниям анализировать состояние российского питомниководства и садоводства.
Также представляется целесообразным предусмотреть в Подпрограмме мероприятия, связанные с разработкой инновационных технологий рекультивации земель, выбывающих из оборота питомников и садов.
Отмечаем, что в разделе XII Подпрограммы не отражены внешние экономические риски, связанные с созданием Евразийского экономического союза (далее – Союз), а также не учтены положения Рекомендации Коллегии Евразийской экономической комиссии от 11 июня 2019 года № 16 «О развитии сотрудничества государств - членов Евразийского экономического союза в сфере плодоводства», предусматривающие меры по развитию сотрудничества государств – членов Союза в сфере плодоводства.
Целесообразно предусмотреть в Подпрограмме вопросы межгосударственного сотрудничества в рамках Союза, например, по обмену генетическими ресурсами, свободными от вредоносных вирусов. Также представляется целесообразным учесть положения Соглашения об обращении семян сельскохозяйственных растений в рамках ЕАЭС от 7 ноября 2017 года и актов органов Союза, принятых в его реализацию.
С уважением,
Председатель Правления АППМ А.В. Орлова