О согласовании подпрограммы «Развитие питомниководства и садоводства» Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017-2025 годы

14 октября 2019 г.

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(Минсельхоз России)

 

ДЕПАРТАМЕНТ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ
ПОЛИТИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

(Депнаучтехполитика)

 

Скачать письмо и приложение

Во исполнение пункта 2 раздела III протокола заседания президиума совета по реализации Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017 – 2025 годы от 14  ноября 2018 г. № 3ПП Минобрнауки России разработан проект подпрограммы «Развитие питомниководства и садоводства» Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017 – 2025 годы.

Просим  рассмотреть  указанный  проект  подпрограммы   и  представить по нему позицию в срок до 7 октября 2019 г. на адрес электронной почты: v.merzlyakova@mcx.ru.

Приложение: на 56 л. в 1 экз.

Директор                                                                                                                                                                            Н.А. Иванова

 

Ответ Ассоциации:

 

Директору Департамента

научно-технической политики и образования 

 Министерства сельского хозяйства Российской Федерации

Н.А. Ивановой

 

 

 

 

 

Скачать ответ

Уважаемая Нина Александровна!

Ассоциация Производителей Посадочного Материала (далее – АППМ) - некоммерческая организация, объединяющая 152 российских питомника растений
из 40 субъектов РФ, выращивающих плодовые, ягодные, цветочные и декоративные культуры, представляющая интересы сельхозпроизводителей.

Ассоциация рассмотрела проект подпрограммы «Развитие питомниководства и садоводства» Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017–2025 годы (далее соответственно – Подпрограмма, ФНТП) и сообщает следующее.

Проект Подпрограммы направлен на развитие интенсивного промышленного питомниководства и садоводства.

Вместе, с тем согласно ФНТП отраслевой потенциал в Российской Федерации представлен 36,4 тыс. сельхозорганизациями, 174,8 тыс. крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями, 18,2 млн. личными подсобными и другими индивидуальными хозяйствами граждан, 76 тыс. некоммерческими объединениями граждан. В тоже время в Подпрограмме не отражены интересы крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, личных подсобных хозяйств.

В этой связи считаем необходимым усовершенствовать в целом подходы к развитию питомниководства и садоводства с учетом интересов производителей посадочного материала, а также плодовой и ягодной продукции всех категорий хозяйств, отразить их специфические вопросы, либо исключить слова «промышленное садоводство».

Кроме того, считаем необходимым дополнить ФНТП и Подпрограмму питомниками цветочных культур, поскольку цветочные культуры в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 17 декабря 1997 г. № 49-ФЗ «О семеноводстве» (далее – Закон) относятся к сельскохозяйственным растениям.

Отмечаем, что участники Подпрограммы представлены научными и образовательными организациями. В тоже время в рамках ФНТП к участникам комплексных научно-технических проектов относятся не только государственные научные и образовательные организации, но и сельскохозяйственные товаропроизводители, а также иные организации различных форм собственности.

В этой связи считаем необходимым отразить механизмы участия в Подпрограмме производителей посадочного материала малых форм собственности, а также отраслевых общественных некоммерческих организаций.

Кроме того, учитывая, что Подпрограмма затрагивает вопросы производства экологически чистой продукции, считаем целесообразным отразить направления, касающиеся производства посадочного материала для органического производства плодов и ягод с отражением механизмов участия в этом процессе малого бизнеса.

Следует отметить, что в рамках ФНТП результативность реализации программы определяется путем увеличения методов контроля качества сельскохозяйственной продукции, экспертизы генетического материала.

В тоже время в рамках Подпрограммы предполагается обязательная сертификация посадочного материала.

В соответствии со статьей 27 Закона определение качеств семян проводится посредством проведения отбора проб семян и анализа проб семян.

Согласно статье 28 Закона подтверждение соответствия партий семян осуществляется в соответствии с положениями статьи 21 Федерального закона от 27 декабря 2002 года
№ 184-ФЗ
«О техническом регулировании» (далее – Закон «О техническом регулировании»). Пунктом 1 статьи Закона «О техническом регулировании» предусматривается добровольное подтверждение соответствия и осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации. Добровольное подтверждение соответствия может осуществляться для установления соответствия документам по стандартизации, системам добровольной сертификации, условиям договоров. Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 23 Закона «О техническом регулировании» обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента.

Таким образом сертификация посадочного материала в рамках Подпрограммы и система сертификации семян в целом не соответствует положениям Закона
«О техническом регулировании». Кроме того, сертификация посадочного материала является дополнительной финансовой нагрузкой на производителей посадочного материала и плодовой и ягодной продукции.

В связи с этим предлагаем исключить по всему тексту Подпрограммы слова «сертифицированный посадочный материал».

Отмечаем также, что в Подпрограмме используются определения (термины) установленные межгосударственными и национальными стандартами, имеющими добровольный характер применения. В частности, «базисный», «исходный», «контейнерное питомниководство», «IN VITPO» и т.д., не предусмотрены Законом и иными нормативными актами Российской Федерации.

Так, в соответствии со статьей 5 Закона в зависимости от этапа воспроизводства сортов сельскохозяйственных растений определяются следующие категории семян сельскохозяйственных растений:

  • оригинальные;
  • элитные (семена элиты);
  • репродукционные (семена первой и последующих репродукций, а также гибридные семена первого поколения).

В этой связи предлагаем дополнить столбец 2 приложения № 1 к Подпрограмме следующими положениями:

  • совершенствование нормативных и правовых актов, регламентирующих вопросы семеноводства сельскохозяйственных растений, поскольку в соответствии с положениями статьи 1 Закона к семенам относятся, в том числе, цветочные, плодовые, ягодные растения, используемые в сельскохозяйственном производстве. совершенствование методов апробации;
  • совершенствование системы испытаний новых сортов плодовых, ягодных культур, включая создание ускоренных методов испытаний новых сортов плодовых, ягодных по критериям хозяйственных и биологических свойств сорта;
  • разработка нормативных правовых актов, регламентирующих испытания и экспертизу новых сортов по критериям отличимости, однородности и стабильности, а также хозяйственных и биологических свойств сорта плодовых, ягодных и цветочных культур, включая декоративные.

Предлагаем предусмотреть внесение соответствующих изменений в Закон в части дополнения понятий и их определений, касающихся питомниководства, отдельным разделом, регламентирующим область питомниководства.

Убедительно просим дополнить понятие «сельскохозяйственные растения» статьи 1 Закона «декоративными растениями».

Что касается создания информационной подсистемы развития питомниководства и садоводства полагаем, что система, имеющая открытый доступ, может привести к рискам, связанным с утечкой информации о коммерческой деятельности производителей, а также дает возможность иностранным компаниям анализировать состояние российского питомниководства и садоводства.

Также представляется целесообразным предусмотреть в Подпрограмме мероприятия, связанные с разработкой инновационных технологий рекультивации земель, выбывающих из оборота питомников и садов.

Отмечаем, что в разделе XII Подпрограммы не отражены внешние экономические риски, связанные с созданием Евразийского экономического союза (далее – Союз), а также не учтены положения Рекомендации Коллегии Евразийской экономической комиссии от 11 июня 2019 года № 16 «О развитии сотрудничества государств - членов Евразийского экономического союза в сфере плодоводства», предусматривающие меры по развитию сотрудничества государств – членов Союза в сфере плодоводства.

Целесообразно предусмотреть в Подпрограмме вопросы межгосударственного сотрудничества в рамках Союза, например, по обмену генетическими ресурсами, свободными от вредоносных вирусов. Также представляется целесообразным учесть положения Соглашения об обращении семян сельскохозяйственных растений в рамках ЕАЭС от 7 ноября 2017 года и актов органов Союза, принятых в его реализацию.

С уважением,
Председатель Правления АППМ                                                                                                                                     А.В. Орлова

 

 

 

 

Все публикации

Пресса
Новости, события и Публикации
Важное
XVII КОНФЕРЕНЦИЯ АППМ
6-8 февраля 2024
НОВАЯ ГЕОГРАФИЯ РОССИЙСКОГО ПИТОМНИКОВОДСТВА