Создание комфортных общественных пространств, опыт Республики Татарстан

9 сентября 2019 г.

Мурзов Сергей Александрович,
кандидат биол. наук, директор, ландшафтное предприятие «ПАРК-Сервис», г. Казань

Мы расскажем об основных программах по благоустройству и озеленению общественных пространств, проводимых в Казани и в целом в Республике Татарстан (табл.). На двух примерах остановимся чуть подробнее. Может быть, наш опыт будет вам полезен.

До 2012 года Казань, нам казалось, сильно отставала от других городов-миллионников по состоянию зелёных зон (парков, скверов) и самих насаждений в городе. Площадь, занятая зелёными насаждениями общего пользования на одного человека, составляла тогда менее 9%, что примерно в три раза меньше общероссийского норматива (24%, СНиП II-60-75).

Переломный момент произошёл накануне Универсиады-2013. Руководство города и республики было готово к серьёзным преобразованиям в этой области, и профессиональное сообщество — ландшафтные архитекторы и дизайнеры, озеленительные компании, питомники — выступили тогда единым фронтом. Главный итог осени 2012 года — старт первой большой программы по благоустройству города «Зелёный рекорд», в соответствии с которой в первые три года было высажено наибольшее количество крупномерных деревьев за всю историю города (более 150 тыс.).

Воодушевлённые первыми результатами «Зелёного рекорда», в 2013 году городские власти дают старт новой программе — «Цветущая Казань» — по цветочному оформлению города. В рамках программы организованы конкурсы на лучшее цветочное оформление территорий различных учреждений, детсадов, школ, магазинов, жилых домов, палисадников, даже на лучшую фотографию цветущей Казани. Награждения победителей проходят осенью в торжественной обстановке в городской Ратуше, где мэр города лично вручает дипломы и ценные подарки. Эта программа демонстрирует ежегодно высокие темпы роста вовлечённости в неё жителей города и организаций.

С 2014 года в центре города, перед детским театром кукол «Экият» (в переводе с татарского — «сказка»), начал свою работу Цветочный фестиваль, ежегодно собирающий на одной площадке дизайнерские сады и цветочные композиции от ландшафтных фирм, питомников, организаций, занимающихся благоустройством, дизайнеров. Наш фестиваль стартует в июне, экспозиции радуют всех почти три месяца, до сентября, и за это время его посещает около полумиллиона жителей и гостей Казани. Число участников ежегодно растёт, в прошедшем году участвовало уже восемнадцать организаций. Победители в разных номинациях получают денежные призы.

Началом большой комплексной программы «Парки и скверы», инициированной президентом Татарстана Р.Н. Миннихановым (Указ от 04.09.2014 № УП-837), ознаменовался 2015 год. Была создана структура оперативного управления во главе с помощником президента (отдельная выделенная должность), собран под единое крыло архитектурный потенциал республики: молодые выпускники архитектурно-строительной академии и опытные архитекторы, главные районные архитекторы — все они объединились в команду «Архдесант». Над проектами работали междисциплинарные коллективы, к архитекторам подключились экологи, ландшафтные дизайнеры, социологи и модераторы встреч с общественностью. Была организована учёба по специальностям: проектирование общественных пространств, ландшафтная архитектура, парковое строительство силами преподавателей Московской Архитектурной Школы (МАРШ) во главе с Евгением Ассом, с приглашением ведущих российских тьюторов. Работали так: разбившись на команды, разобрали территории, попавшие в программу финансирования, и за два года спроектировали, построили с нуля или реконструировали 157 объектов: парков, скверов, других общественных пространств.

Объём финансирования составил 3,5 млрд руб. из бюджета республики, местных бюджетов и внебюджетных источников.

Для анализа территорий начали применять так называемое соучаствующее проектирование — современный альтернативный подход к проектированию городской среды с вовлечением в него жителей, представителей муниципалитета, инвесторов и других заинтересованных сторон. В отличие от публичных слушаний, в соучаствующем проектировании сами жители, по сути заказчики, будущие пользователи общественного пространства, в дискуссиях между собой, со специалистами и властью формулируют свои ценности и транслируют их исполнителям. Только так реализуются проекты, которые жители с нетерпением ждут, и их поддержка в будущем гарантирована.

Двухлетняя программа «Парки и скверы» вызвала большой резонанс в обществе в городах, но ещё больше в районных центрах Татарстана, для которых такой размах преобразований совсем недавно был немыслим.
По её итогам районный центр Муслюмово в 2017 году занял 1-е место во всероссийском конкурсе «Лучшая муниципальная практика», а г. Лаишево — 3-е место.

Следующий, 2016 год был объявлен Годом водоохранных зон Волги и Камы. По водным запасам РТ является лидером в Поволжье. Большинство городов и районных центров Татарстана расположены по берегам этих и других рек (Вятка, Белая) или их многочисленных притоков, а также водохранилищ и крупных озёр. Поэтому весьма остро стояла проблема вовлечения набережных в благоустроенные общественные пространства. По результатам также двухлетней программы «Года водоохранных зон» были созданы благоустроенные набережные в 21 районе Татарстана. Общий объём финансирования составил около 3 млрд руб.

2017 год объявлен Годом экологии и общественных пространств РТ. Знаковый проект года — экореабилитация системы озёр Лебяжье, находящихся на территории ООПТ «Лесопарк Лебяжье» (Большое Лебяжье, Светлое). В результате уменьшения водосборной площади произошло постепенное осушение озер (общая площадь 36 га) и зарастание древесно-кустарниковой растительностью (ДКР, более 48%). В течение одного сезона была проведена масштабная работа по санитарной расчистке озёр от ДКР, проведены дноуглубительные работы и гидроизоляция дна (бентонитовыми матами). Новый объём озёр заполнили водой из ближайшего водоёма — озера Изумрудное (понадобились труба протяжённостью 1,5 км и 2 насоса производительностью 500 м3/ч).

В 2018 году дан старт федеральному приоритетному проекту «Формирование комфортной городской среды» (постановление Правительства РФ от 10.02.2017 № 169). Многие регионы РФ получили целевые средства на этот проект. В Татарстане была утверждена аналогичная программа — «Формирование современной городской среды на территории РТ» на 2018–2022 годы (постановление КМ РТ от 30.10.2017 № 823). На весь этот период заложено финансирование почти 8 млрд руб., из которых большая часть — деньги из бюджета Татарстана. Определены и конкретные цели: создать в РТ 245 новых благоустроенных территорий и увеличить в 2 раза их общую площадь (на начало 2017 года она составляла 11,9 млн кв. м).

Что нового здесь? Во-первых, впервые на обустройство общественных пространств привлекаются серьёзные федеральные средства. Во-вторых, до этой программы все предыдущие были направлены на решение отдельных
конкретных задач — так много было брешей в благоустройстве городов и сёл. Теперь же удалось выйти на реализацию комплексных проектов благоустройства и озеленения, выходящих за рамки отдельных общественных пространств. В Казани мы не забывали о перспективной задаче, ещё со времён «Зелёного рекорда» — восстановления и развития структуры природно-экологического, или, по-другому, зелёного каркаса города. На новом уровне, имея в руках необходимый инструментарий (это появившийся бесценный опыт в создании сотен новых и возрождённых зелёных зон), мы выстраиваем новые пешеходные маршруты, объединяя в единый зелёный коридор улицы, бульвары, набережные, скверы, соединяя этими связями ядро каркаса — долину реки Казанки, рассекающую город пополам, с её обширными зелёными берегами, с большими узлами — городскими парками и площадями, и дальше на окраины, вплоть до границ пригородных лесов. Создавая такие комплексные проекты пешеходных пространств, мы стремимся учесть все современные требования: безопасность, доступность для всех групп населения, наличие велодорожек, видеоконтроль и много чего ещё.

Именно в этом году, в первый год реализации приоритетной программы, появились такие транзитные зоны (первая очередь бульвара «Белые цветы» по ул. Абсалямова, Фестивальный бульвар по ул. Декабристов, пешеходный бульвар по ул. Фучика).

Что касается проектов по озеленению и самих работ, ассортимента используемых растений, — это большая тема, которой будет посвящён апрельский семинар в Казани.

Приведём только два примера.

1. Горкинско-Ометьевский лес. Самый большой (87,4 га) и многофункциональный парк Казани. Первый, построенный с нуля за 50 лет. Первую очередь открыли в 2016 году, а в 2018-м закончили последний, третий этап. Ещё совсем недавно два больших лесных массива, относящихся к ООПТ, согласно генплану Казани, должна была разделить многополосная автомагистраль. В ходе общественных обсуждений удалось отстоять целостность
леса и как раз в междулесье сосредоточить основную инфраструктуру парка: экоцентр, кафе, зону проката спортинвентаря, детские и спортивные площадки, каток, пешеходные зоны. Максимально сохранили участок Горкинского леса, где обнаружено большое количество ценных растений, в том числе из Красной книги РТ и РФ.

Посадки растений осуществляли только в междулесье, очень аккуратно, поддерживая ассортимент аборигенных видов двух соседних лесных массивов. Высадкой многолетников обогатили природные ландшафты.

2. Второй пример — построенная в этом году первая очередь набережной центрального городского озера Нижний Кабан. К началу работ картина выглядела так: вытоптанные берега, полностью или частично лишённые
напочвенного покрова, местами поросшие рудеральной растительностью. Из прибрежных растений — заросли рогоза узколистного и тростника. Здесь мы особенно тщательно проработали структуру посадок растений, так как планировали воссоздать прибрежно-водный фитоценоз. Высадили в прибрежной зоне много макрофитов разных видов, по берегам рассадили целую коллекцию ив свердловской селекции, выше, в зоне променада, создали богатые цветники из многолетников в природном стиле, посадили много красивоцветущих деревьев и кустарников.

«Сердцем» новой набережной стали каскады фитоочистных сооружений (ФОС), где высадили более 12 тыс. водных растений. Биоплато создавались и для украшения набережной, и как демонстрационная модель, показывающая роль водных биоценозов в самоочищении водоёмов. Здесь проводятся тематические экскурсии с разными группами населения и гостями города. Эта зона набережной оборудована информационными стендами с подробным описанием растений и процессов, которые идут в водной толще и грунтах биоплато. Посещая набережную, горожане и гости могут получить ещё и полезные знания из области экологии. Кстати, ежедекадный анализ проб воды показывает высокую эффективность ФОСов: к концу лета первого сезона роста макрофитов загрязнения по фенолам и СПАВ снизились на 30–40%.

С этими и некоторыми другими объектами, наиболее значимыми для нас, мы познакомим наших гостей на встречах в Казани.

Теперь рассмотрим порядок проведения работ и некоторые проблемные вопросы, связанные с реализацией подобных программ. Главным заказчиком Правительства РТ по развитию общественных пространств выступает государственное казённое учреждение «Главное инвестиционно-строительное управление РТ» (ГИСУ РТ), где аккумулируются все средства. Это управление организует тендерные торги по выбору исполнителей СМР и поставщиков материалов, осуществляет строительный контроль и ввод объектов в эксплуатацию.

Один из главных проблемных вопросов для нас — согласование цен на материалы, и прежде всего на растения. Списки растений подаются в ГИСУ в полном соответствии с проектом. Важно дать максимально развёрнутую характеристику материала — чем более подробной она будет, тем выше вероятность согласования заявленных цен. Для растений указать вид, сорт, высоту, обхват ствола для деревьев, количество ветвей для кустарников, если это важно, размер кома или контейнера. Если есть уникальные растения, с особыми характеристиками, которые в соответствии с проектом должны быть высажены на объекте, необходимо подготовить фотографии, подробное описание характеристик растения, счёт из питомника, отечественного или зарубежного, представить расчёт логистики. Если всего этого не сделать, ограничиться названием растений и высотой, велика вероятность того, что будут согласованы цены из сборника сметных цен, ежеквартально издаваемого Региональным центром ценообразования в строительстве (РИЦ). Исходя из опыта, эти цены могут быть применены только к растениям с ОКС.

Итак, проблема ценообразования на материалы остаётся очень серьёзной. В 2015 году мы вышли с инициативой и предложили ГИСУ в качестве эксперимента составить подробный прайс-лист на растения, с ценами, которые наши сотрудники получили в результате сбора информации со всех региональных питомников и других поставщиков растений. Полученный весьма объёмный прайс-лист был взят за основу, и это позволило в период реализации программы «Парки и скверы» относительно легко защищать свой ассортимент и цены всем участникам программы.

Здесь же возникает и другая проблема для тех, кто работает по упрощённой системе налогообложения. Работа с бюджетными средствами подразумевает уплату НДС; любые ценовые предложения утверждаются с формулировкой «в том числе НДС». Поэтому происходит падение первоначальной стоимости на материалы на 18%, которое считаем допустимой скидкой при реализации бюджетных объектов.

Одновременно проходит экспертиза сметной стоимости работ. Её осуществляет Государственное автономное учреждение «Управление государственной экспертизы и ценообразования РТ по строительству и архитектуре» (УГЭЦ РТ).

Работа с бюджетными средствами накладывает ряд требований на подрядные организации и имеет свои особенности. Например, после подписания договора подряда выделяются средства только на оплату материалов, и то не всегда сразу в полном объёме. При этом подрядчик выполняет работы в полном объёме, привлекая собственные или заёмные средства. Окончательный расчёт может быть произведён только после полной сдачи объекта всеми подрядными организациями, работающими на объекте. На протяжении всего этого периода подрядчик несёт материальную ответственность за результаты своего труда, включая сохранность зелёных насаждений.

После официальной сдачи объекта подрядчик подписывает гарантийный договор на посадочный материал на период 12 месяцев с эксплуатирующей организацией — муниципальным бюджетным учреждением «Дирекция парков и скверов г. Казани», в других городах по-прежнему с местными МУП, отвечающими за внешнее благоустройство.

Дирекция парков и скверов создана у нас совсем недавно, в 2017 году, это аналог столичной структуры — Мосгорпарка. Городское финансирование парков более чем скромное, поэтому и возникла задача создать структуру, способную вывести эти территории на самоокупаемость. Задача дирекции — обеспечение текущего содержания общественных пространств, сохранение паркового ландшафта, организация всевозможных
мероприятий и сервисов. Для текущего содержания зелёных насаждений она нанимает специализированные подрядные организации.

В текущем году в Казани ожидаются два интересных мероприятия. Первое — выездная сессия форума «Зелёная стрела», в рамках которого состоится семинар «Новые парки Казани — вдохновляющий пример и современный подход». Второе — практический семинар АППМ на ту же тему с посещением новых и обновлённых общественных пространств — парков, скверов и набережных города. Это мероприятие мы планируем предварительно приурочить к ежегодно проводимому Дню открытых дверей Императорского питомника.

 

Все публикации

Важное
XVII КОНФЕРЕНЦИЯ АППМ
6-8 февраля 2024
НОВАЯ ГЕОГРАФИЯ РОССИЙСКОГО ПИТОМНИКОВОДСТВА