Попытка анализа состояния отрасли и направления развития АППМ

21 мая 2018 г.

 

Калашников Дмитрий Владимирович,
кандидат с.-х. наук, доцент,
преподаватель кафедры Ландшафтной архитектуры

РГАУ-МСХА имени К. А. Тимирязева, г. Москва

 

Кризис, как правило, заставляет посмотреть вокруг повнимательнее и постараться понять, а всё ли правильно мы делаем. Может быть, стоит что-нибудь изменить?

Начнём с посадочного материала. Пока оставим вопрос о том, а столько посадочного материала, и какого именно необходимо производить. Его надо много, даже без учёта возможного экспорта в страны ближнего зарубежья. Наши зимы и последующие погодные неурядицы требуют регулярного ремонта зелёного «населения» наших садов и парков, скверов и приусадебных участков. При этом следует разделять два различных запроса – на озеленение городов и пригородов и на частные сады.

Вопрос с муниципальным озеленением, озеленением территории предприятий успешно решается как с помощью отечественного материала (в основном – лиственные кустарники и многолетники), так и с привлечением импортного. Без зарубежных питомников насытить потребность в деревьях пока не получается. Не думаю, что сильно ошибусь, если отведу на долю этого сегмента примерно 30–40% общей доли рынка растений. Поставщики и производители, работающие на этот сегмент, неплохо чувствуют себя, несмотря на кризисы, борьбу с коррупцией и даже «заботу» налоговых органов.

Примерно 10–20% материала закупают ландшафтники для реализации частных проектов. Тут велика доля хвойных растений, нужны красивые крупномеры, солитеры и формованные растения. Требования к посадочному материалу высокие. При этом довольно много по объёму, а не по стоимости, покупается лиственных кустарников для живых изгородей и балластных посадок на время разрастания основных действующих лиц нашего зелёного театра. И чаще всего мы весь этот материал до сих пор тащим из Германии и Польши. Несмотря на все события с курсами валют, санкциями и таможенными препонами, это все равно выгоднее и лучше по качеству. Хотя в последние годы возможность купить хороший отечественный материал у нас тоже появилась, вот только цены какие-то странные… Производители и поставщики этого сегмента также не бедствуют, но объёмы продаж в гораздо большей степени подвержены прихотям рынка. Благословенна судьба тех, кто работает на обеих упомянутых площадках!

Всё остальное закупается в розничной торговле, причём подавляющая часть – не в садовых центрах Москвы и Питера, а на базарах и рынках районных городков. И чего тут только не бывает! И кто только такой посадочный материал не производит! Есть пенсионеры, которые выращивают, допустим, свою очень неплохую смородину в количестве 50 шт. в сезон, так они и будут это делать, пока силы есть. Им приварок к пенсии в 10000 руб. совсем не лишний. Есть коллекционеры – любители, к которым такие же фанатики, только начинающие, ездят за флоксами, ирисами и т.п. Есть микропитомнички, построенные на основе своего собственного садика, которые начинались с продажи собственных разросшихся растений, дополняясь их направленным размножением. В общем, «бизнес бабушкиного огорода» (по меткому определению Д.Е. Бальцера-Бондаренко) потихонечку растёт, если появляется возможность и желание вывозить этом материал на рынок или сдавать перекупщикам. И хотя движется дело в таких хозяйствах исключительно собственным трудом и безо всякого налогового пресса, но развития и благосостояния что-то особо не замечается. Хотя именно в этом слое находится большое богатство – уникальные растения, потерянные сорта. Лично наблюдаю уже третий год в одном таком саду ежегодно плодоносящую вкусную вишню, абсолютно устойчивую ко всем типичным грибным заболеваниям, в том числе к коккомикозу и монилиозу, а в другом – чёрную смородину, устойчивую к высокому содержанию карбонатов в почве и к жаре. Как классно было бы собрать информацию о таких растениях!

О торговцах, которые продают краснодарские саженцы в Ярославле и Перми, говорить не хочется. Их много, как и дураков в отчизне, они не переводятся, да и ладно бы, но ведь они распространяют карантинную заразу! Вот как объяснить людям, что нельзя в чистом пока Воронеже покупать виноград из Крыма с практически гарантированной филлоксерой! Сами понимаете, справки и сертификаты при этом абсолютно бесполезны в России.

О садовых центрах и существующей системе розничной продажи посадочного материала. В типичном случае садовый центр закупает его где подешевле, часто – сам контейнерует и выставляет на продажу. Местные поставщики с «бабушкиных огородов» привозят свой материал, и под прессом коммерсантов сдают его за гроши, чаще всего с отсроченным платежом или на реализацию, после чего центр наклеивает свои этикетки, и цена при этом возрастает раза этак в три, а то и больше. Торговля, понятное дело…

Вот существующая картинка крупными мазками. Что обращает на себя внимание – полное отсутствие собственного технологического и ассортиментного развития. Существующая система работает на собственное сохранение с некоторой корректировкой по законам российского рынка. Приток новых растений, новых сортов собственной селекции не предусмотрен, все поступления нового – из-за рубежа, всё развитие – оттуда же.

В некоторых случаях, как, например, с поливочными технологиями, следование в фарватере – нормально. Израиль в этом деле никому не переплюнуть, да и зачем? Только уже в обозримом будущем надо быть готовыми к тому, что вода станет дефицитом. Нормально – подхватывание и размножение удачных зарубежных сортов и технологий. Но совершенно никуда не годится, что мы, страна, обладающая огромными ресурсами флоры, совершенно не ведём работу по поиску и введению в культуру новых декоративных растений. Они реально есть, и на Севере, и на Дальнем Востоке, и на Урале с Сибирью, и даже в благословенной Воронежской области – новые для нас, симпатичные и интересные дикоросы, готовые украсить сады и в России, и по всему миру. Но одиночкам такое дело не по плечу. Да и найти – одно, а вот размножить, прорекламировать, продать – совсем другое дело.

Нет у нас селекционной работы с декоративными растениями. А ведь именно с декоративными – такие перспективы! У нас нет никаких ограничений на применение методов генетической инженерии. Вот англичане даже собираются ввести растениям ген люциферина, участвующего в биолюминесценции у насекомых, чтобы получить светящиеся в темноте деревья и кустарники.

Почему всего этого нет у нас? Ведь возможности есть. Есть уникальный институт ВИР с сетью пока ещё не разгромленных до конца региональных станций и на этих станциях специалисты – энтузиасты (других там просто не осталось!), отлично знающие свою флору. Есть студенты и аспиранты. Есть биотехнологические лаборатории при ВУЗах и НИИ. НО нет главного – Заказчика! Проводить такие работы в инициативном порядке вузам и НИИ невозможно. Минсельхоз наверняка с финансированием поможет, тут нужны не такие уж и большие средства, но самое главное – остро необходим реально заинтересованный Заказчик, который бы планировал и организовывал экспедиции, размещал подряды на генно-инженерные и селекционные и работы, полевое испытание и размножение новых растений. Новые декоративные растения – прорыв в лидеры мирового ландшафтного искусства и бизнеса.

Немного о финансовом положении производителей посадочного материала. По сути, оно определяется наличием гарантированного заказа или наработанными связями с оптовыми покупателями. Чем больше ориентирован производитель на розничную торговлю, – тем он беднее. Какой может быть выход из сложившейся ситуации? Мне представляется, что АППМ могла бы взять на себя логистические функции по аккумуляции и распределению заказов на производство растений между своими членами, желающими участвовать в подобной кооперации. То есть, новый потребитель (старых никто не отдаст) посадочного материала обращается с заявкой в АППМ, а Ассоциация уже распределяет (вот тут очень узкое место) заказы среди своих членов или действует по каким-то другим, более эффективным механизмам, которые ещё надо разрабатывать. Садовый центр покупает товар в АППМ, а не прессует мелкого производителя. Производитель привозит свою продукцию в центр, но выступает уже как представитель Ассоциации, с фиксированным минимальным уровнем цен. Если садовый центр пошлёт его куда подальше – наверняка Ассоциация сможет найти средства воздействия на нарушителя корпоративной этики. Ведь такое отношение к производителю, пусть мелкому – рубка сука, на котором торговля сидит.

Итак, позволю себе сформулировать необходимые, на мой взгляд, направления развития АППМ. Именно она может, и должна стать лидером отрасли, который способен определять её развитие и переход из позиции «смотрящего вслед» в позицию «идущего вместе».

Самое главное и неотложное – это информационная и логистическая поддержка своих членов. А это означает создание собственного информационного портала с размещением на нём как стратегической, так и оперативной информации по отрасли. Абсолютно необходима организация информационных торговых площадок для предложений и спроса на посадочный материал.

На этом же портале, и при активном участии в социальных сетях стоит развернуть поиск интересных растений и технологий их выращивания. А чтобы это дело стимулировать – учредить специальную премию за новинки.

В связи с этим возникает потребность в региональных представителях – инспекторах, которые смогут не только оценивать поступающие предложения, но оказывать необходимую консультационную технологическую поддержку действительным и потенциальным членам АППМ, а при необходимости – проводить качественную оценку посадочного материала. В идеале они же должны препятствовать распространению карантинных болезней и вредителей. Вот только – какими методами?

Однозначно необходимо обеспечить высококвалифицированную консультационную правовую помощь членам АППМ, что особенно важно в связи с существующей законодательной чехардой в правилах торговли для производителей сельскохозяйственной продукции.

В организационном плане – стоит подумать о привлечении в АППМ садоводов-любителей и их статусе. Фанатик-садовод – отличный источник интересных растений и идей.

Обязательно надо наладить совместную работу с Минсельхозом и его институтами по селекции декоративных растений. Активно сотрудничать с ВИРом в поиске новых перспективных видов. То есть оценить возможность учреждения грантов для реально перспективных прикладных научных направлений.

Совместно с вузами и колледжами выработать реальные требования к выпускникам и в соответствии с ними переработать обучающие программы. Искать перспективных, творчески мыслящих студентов и активно вовлекать их в практическую работу.

Данная статья опубликована в «Сборнике докладов XI ежегодной конференции АППМ 2018»

 

Все публикации

Пресса
Новости, события и Публикации
Важное
XVII КОНФЕРЕНЦИЯ АППМ
6-8 февраля 2024
НОВАЯ ГЕОГРАФИЯ РОССИЙСКОГО ПИТОМНИКОВОДСТВА