В конце 1990-х годов, когда сотни тысяч российских туристов оказались в Европе, их удивление вызывал высокий уровень озеленения городских парков, скверов и особенно придомовых садиков. Вскоре посадочный материал стали завозить из европейских питомников. Торговля растениями оказалась настолько выгодной, что многие импортеры сами захотели выращивать их, организуя питомники. За 20-25 лет в России созданы сотни питомников и сформирована целая отрасль. Рынок близок к насыщению, а конкуренция обостряется. Можно ли выдержать ее тем, кто работает честно?
Михаил Качалкин, к.с.-х.н., председатель Правления Ассоциации производителей посадочного материала, директор ООО «Опытно-селекционный питомник»
На сегодняшний день в Ассоциацию производителей посадочного материала (АППМ) входят 145 питомников из 38 субъектов РФ, занимающих площадь более 10 тыс. га. Они вносят существенный вклад в импортозамещение.
Их основное предназначение – декоративное озеленение различных территорий. Но в структуре их производства значительную часть составляют плодовые и ягодные растения для приусадебных хозяйств, а таких потребителей у нас свыше двадцати миллионов. По нашим оценкам, производство посадочного материала в питомниках Ассоциации активно растет вместе с развитием рынка. Но, несмотря на такой бурный рост, проблем у российского питомниководства очень много. Большинство из них связано с общими тенденциями развития бизнеса – с отсутствием возможности получения кредита на длительный срок, высокими процентными ставками на приобретение специализированной техники и оборудования, дефицитом профессиональных кадров.
Другие проблемы касаются качества плодовых и ягодных культур. Ведь это не только товарный вид, но и сортовые и биологические особенности растений. Вот тут уже полная вакханалия! Так, в центре России продают сорта южного сортимента: Ренет Симиренко, Голден Делишес, Джонаголд и им подобные. Продают южные сорта груш, персиков и абрикосов. Но если вы попросите Антоновку или Грушовку, очень вероятно, что вам достанут саженец из этой же кучи. Некоторые «питомники» рекомендуют в Курске и Липецке хурму, гранат, кизил, инжир и прочие южные диковины.
За последние 10 лет в нашу страну завезено около сотни сортов земляники – общим количеством, наверное, не менее 100 млн штук. Но в России нет своей рассады фриго, производство задавлено импортом. Бесспорно, эта технология – значительный прогресс в выращивании ягод земляники. Но если говорить о сортах, которые к нам завозят… Соответствуют ли они нашим природным условиям? Где они испытаны? Оказывается, это в основном промышленные сорта, которые возделывают с использованием широкого спектра пестицидов. А у нас земляника – любительская культура, которой занимаются преимущественно частники, и они не хотят применять химические препараты! На их участках фактически нет севооборота, зато есть застой воздуха, повышенная влажность и, как следствие, высокий инфекционный фон. Вот и оказывается, что у садоводов-любителей большинство импортных сортов сильно повреждается корневыми гнилями, антракнозом, пятнистостями листьев. Поэтому на первый план в оценке сорта выходит его устойчивость к болезням, а размер ягод и урожайность – то, на чём строится реклама новых сортов, – фактически не имеют значения. Это значит, что 90%, а может, и больше импортных сортов оказываются малопригодными для выращивания на участках наших садоводов. Получается, что, приобретая красивую рекламу, садовод-любитель всё чаще и чаще разочаровывается, не получая ожидаемого результата.
Посмотрите внимательнее на рекламу в интернете. Под словом «питомник» часто прячутся банальные торгаши-перекупщики. Даже адреса, где расположен питомник, нет! Российский ассортимент перемешан с западноевропейским или южным. Многие из завезённых сортов не зимуют в центре России. Часто для Центрального Нечерноземья предлагают очень поздние сорта ремонтантной малины, которые здесь не вызревают. Описания сортов отсутствуют или искажают их реальные свойства. Фотографии не соответствуют сортам, которые продают. И это все на фоне рекламируемых «низких цен», на деле превышающих оптовую в 2,5–4 раза!
Нам могут возразить: дураков нужно учить! Но все эти перекупщики дискредитируют наш рынок. Садовод, который «клюнет» на агрессивную рекламу и приобретет «колонновидную» сливу и абрикос, хурму и гранат, не получит ожидаемого результата! А добросовестный производитель уже не сможет такому потребителю продать даже качественный товар. Доверие подорвано. К сожалению, некоторые розничные питомники и садовые центры уже пошли по пути продажи фейковых саженцев («колонновидных», «нано», «супер»). Некоторые из них предлагают рассаду земляники фриго прямо упаковками из Европы – без предварительной проверки, не испытывая на своем участке! Сейчас на Западе такой рассады переизбыток, особенно старых раскрученных сортов невысокого качества.
Многие розничные продавцы только называют себя питомником, а на самом деле это садовые центры или интернет-магазины. Торговать выгодно, а вот производство – дело тяжелое и сложное. Но название «питомник» привлекает потребителя. Наверное, нам пора озаботиться и назвать фирмы, которые питомниками не являются! Реально получается, что две трети общего рынка посадочного материала, по крайней мере плодовых культур, сосредоточено у нелегальных производителей и продавцов. В то же время контрольно-проверяющие структуры направляют свое внимание на легальные, законопослушные питомники.
Значительное снижение спроса может привести к банкротству питомника. Можно ли этому противостоять? Есть лишь один кардинальный метод стабилизации рынка – вытеснение из него недобросовестных производителей и продавцов. Рано или поздно это должно произойти.
Кто же они? Это всевозможные субъекты и структуры, которые вопреки действующему законодательству заполняют рынок некачественным посадочным материалом.
Как видим, у официальных питомников предостаточно недобросовестных конкурентов. Хотим мы или нет, но они имеют и активно используют «конкурентные преимущества»: не платят налоги, не сертифицируют материал, вытесняя официальные питомники с рынка! Отчетливо понимая, что реализация продукции – это основная движущая сила нашего развития, мы вынуждены бороться за рынок сбыта.
Существует много действенных способов принудить нелегалов к переходу на законные схемы. Один из них – использование существующих законодательных актов, которые относятся к контролю качества посадочного материала, в том числе привлечение методов и подходов антимонопольного законодательства.
Давайте уточним: если мы собираемся обращаться в государственные органы, питомники Ассоциации должны привести свое производство и торговлю в соответствие с действующими законами.
Здесь нельзя не увидеть комплексную проблему контроля качества посадочного материала, имеющего массу противоречивых требований и положений, которые вообще невозможно выполнить. Мало того, у производителей все отчетливее складывается мнение, что реальные действия существующих госструктур в лице Госсорткомиссии, Россельхозцентра и Россельхознадзора не совпадают с потребностями государства. Во всем цивилизованном мире аналогичные структуры помогают аграриям (бизнесу) с наименьшими затратами снабжать население страны качественной продукцией. У нас же законопослушному производителю приходится работать в постоянном ожидании очередных репрессивных мер.
Мы считаем, что вся система контроля качества посадочного материала должна быть переосмыслена.
Это положение противоречит здравому смыслу.
Во-первых, наличие сорта в Госреестре никак не гарантирует потребителю надлежащее качество сорта и посадочного материала.
Во-вторых, в Госреестр не включен ряд сортов, востребованных на рынке.
В-третьих, значительная часть сортов, находящихся в Госреестре, не востребована потребителями, никто их не выращивает.
В-четвертых, отсутствие в Госреестре ряда культур и сортов (голубика, ежевика и др.), востребованных на рынке, провоцирует нарушение закона.
В Россию ежегодно ввозится огромное количество саженцев плодовых культур и сортов, не занесённых в Госреестр, что дискредитирует всю систему государственного сортоиспытания и подрывает бизнес отечественных производителей.
Между тем ряд крупных товаропроизводителей уже не могут обойтись без завоза европейского посадочного материала, которого нет в реестре, например, без рассады земляники в виде фриго.
И здесь мы видим ряд противоречий.
Прежде всего, посадочный материал плодовых и ягодных культур, завозимых из Европы, поступает в торговлю без сертификации, что является ярким примером недобросовестной конкуренции.
Затем, лицензирование и сертификация некоторых видов и сортов плодовых культур повышают конечную стоимость саженцев, отпускаемых питомниками, порой на 30–40%. А с учетом сложившегося оборота саженцев в цепочке с оптовыми и розничными покупателями, – уже на 60–80%! Конечные потребители не понимают, почему сорт стоит в 1,5–2 раза дороже других, и не хотят приобретать его. Таким образом, закрывается возможность размножения действительно достойных новых сортов. Во многом поэтому питомники выращивают набор старых, традиционных сортов и уклоняются от обязательной сертификации.
Далее, выращивание огромного количества посадочного материала в приусадебных питомниках на юге России в подкарантинных зонах и последующая реализация несертифицированного материала по всей стране обесценивает и дискредитирует само понятие карантина растений.
Любое производство саженцев без лицензий и сертификатов, то есть на «льготных» экономических условиях, оказывается более выгодным, создает основу для недобросовестной конкуренции и вытесняет с рынка официальных легальных производителей. Поэтому считаем, что без решения этих проблем сложно надеяться, что конкуренция на рынке посадочного материала будет происходить в рамках правового поля.
Итак, для настоящего времени характерны две основные проблемы: ухудшение качества посадочного материала и сужение рынка сбыта для добросовестных производителей вследствие опережающего роста бизнеса, работающего в «черном» и «сером» секторе. Кардинальный путь решения проблем, связанных с недобросовестной конкуренцией, – это совершенствование законодательства и конструктивное взаимодействие бизнеса с контрольно-проверяющими органами.
Еще одной, не менее острой проблемой в развитии питомниководства является массовый завоз плодовых и декоративных культур тех видов и сортов, которые не прошли апробацию на соответствие условиям различных регионов России, о чем мы неоднократно говорили на конференциях АППМ. Посадка таких растений таит в себе много опасностей. Природно-климатические условия нашей страны часто не подходят неадаптированным сортам и культурам из Европы. Кроме того, как оказалось, многие питомники уже используют такие растения для закладки маточников и в будущем планируют тиражировать их, что автоматически ставит проблему на более высокий уровень. Разобраться в этих вопросах без научной поддержки невозможно.
Мы надеемся, что соответствующие структуры, отвечающие за развитие садоводства, смогут помочь российскому бизнесу преодолеть эти противоречия.
Торговать выгодно, а вот производство – дело тяжелое и сложное.
Недобросовестные конкуренты не платят налоги, не сертифицируют материал, вытесняя официальные питомники с рынка!
Завоз из Европы несертифицированных саженцев подрывает основы легального производства их в России.
Отсутствие в Госреестре ряда культур и сортов (голубика, ежевика и др.), востребованных на рынке, провоцирует нарушение закона.
Конечные потребители не понимают, почему сорт стоит в 1,5–2 раза дороже обычных сортов, и не хотят приобретать его.
![]() | ![]() | ![]() |
![]() Делегация Всероссийского НИИ селекции плодовых культур | ![]() Оценка плодов новых отборных гибридов черешни в Агрофирме «Росток» | ![]() Цветущий куст черемухи сорта |