Сайт находится в разработке.
Если Вы нашли ошибку выделите текст и нажмите ctrl + enter.
‹‹ назад
Об Ассоциации

Об изменениях нормативной правовой базы и о Государственной политике по реформированию контроля и надзора

16 Апреля 2018 г.

Резвый Геннадий Иванович,
член комитета ТПП РФ по развитию частного
предпринимательства, малого и среднего бизнеса,
независимый антикоррупционный эксперт НПА и проектов НПА,
Министерства юстиции РФ

 

 

 

Памятка
ПРОВЕРКИ

В настоящее время взаимоотношения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с надзорным органом при организации и проведении проверок регулируются Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ
«О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — 294-ФЗ).

В соответствии со ст. 26.1 294-ФЗ для субъектов малого предпринимательства в 2016–2018 годах предусмотрены следующие послабления:
• в этот период не проводятся их плановые проверки, за исключением организаций, совершивших грубые правонарушения не ранее трёх лет назад;
• если организацию всё-таки включили в план проверок, она может обратиться с заявлением об исключении её из плана проверок (форма прилагается);
• информацию об отнесении организации к субъектам малого предпринимательства орган государственного контроля (надзора) должен проверять самостоятельно.

Если к вам всё-таки пришли проверяющие, то перед началом проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора) обязаны разъяснить руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю право на возможность написать заявление об исключении из плана проверок и составить об этом акт.

Проведение плановой проверки с нарушением выше обозначенных требований является грубым нарушением требований законодательства о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле и влечёт недействительность результатов проверки в соответствии с частью 1 статьи 20 Федерального закона № 294.

Для правильного поведения при проверке в первую очередь необходимо твёрдо знать, что такое проверка в соответствии с нормами закона.

Проверка — это совокупность мероприятий по контролю (п. 6 ст. 2 294-ФЗ).
Мероприятия по контролю — это действия должностных лиц и экспертов по рассмотрению документов, по обследованию используемых территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств и перевозимых грузов, по отбору образцов продукции, объектов окружающей среды, объектов производственной среды, по проведению их исследований, испытаний, а также по проведению экспертиз и расследований (п. 5 ст. 2 294-ФЗ).

Обратите внимание, что это прямые нормы статей действующего федерального закона. Поэтому спорить об этом с инспектором не стоит, в случае его несогласия с нормами федерального закона такие действия долж-
ны быть обжалованы в Прокуратуру РФ.

Таким образом, если в отношении вашего предприятия проводится хотя бы одно из вышеперечисленных мероприятий, знайте — это проверка, как бы инспекторы его ни называли.

В настоящее время по взаимодействию с предпринимателями выделяют два вида проверок:
1. С взаимодействием (ст. 8.3 294-ФЗ)
2. Без взаимодействия (ст. 8.3 294-ФЗ).

С взаимодействием — это контрольная закупка, внеплановая проверка и плановая проверка.
Без взаимодействия — это административное обследование и плановое рейдовое обследование.

Все эти проверки также делятся по месту их проведения на два вида:
1. Выездная проверка — проверяющие выезжают в расположение вашей организации.
2. Документарная (не выездная) — проверяющие вызывают вас по адресу, по которому находится их надзорный орган (п. 2 ст. 11 294-ФЗ).

Плановая проверка — проводится по плану, согласованному в Прокуратуре РФ и размещённому на сайте Генеральной прокуратуры и сайте надзорного органа, один раз в три года.
Внеплановая проверка — проводится так часто, как часто у надзорного органа будут появляться основания для проведения проверки, хоть каждый день. При этом очень важно знать: если внеплановая проверка документарная (не выездная), она может проводиться без согласования в органах прокуратуры. А если внеплановая проверка выездная, она может быть проведена только после согласования в органах прокуратуры.

Таким образом, проверок к 2018 году стало больше, теперь их 8 видов:

1. Выездная плановая — для проведения проверки требуется распоряжение (приказ), подготовленное на основании плана, согласованного в органах прокуратуры (п. 3 ст. 9 294-ФЗ);
2. Выездная внеплановая — для проведения проверки требуется распоряжение (приказ) и документ о согласовании проведения проверки с прокуратурой (ч. 5 ст. 10 294-ФЗ);
3. Документарная плановая — для проведения проверки требуется распоряжение (приказ), подготовленное на основании плана, согласованного в органах прокуратуры (п. 3 ст. 9 294-ФЗ);
4. Документарная внеплановая — для проведения проверки требуется распоряжение (приказ), подготовленное на основании информации, поступившей в контрольно-надзорный орган. Её предмет определён (п. 1 ст. 11 294-ФЗ): «…проверка сведений, содержащихся в документах»; всё, что не относится к предмету, проверять не вправе!
5. Предварительная проверка (п. 3.2 294-ФЗ);
6. Контрольная закупка (ст. 16.1 294-ФЗ);
7. Административное обследование (пп. 2 п. 1 ст. 8.3 294-ФЗ);
8. Плановые (рейдовые) обследования (пп. 1 п.1 ст. 8.3; п.1 ст. 13.2 294-ФЗ).

Следует отметить, что в некоторых случаях, предусмотренных п. 10 ст. 11 294-ФЗ, документарная проверка (не выездная) может перерасти в выездную, но тогда потребуется согласование в органах прокуратуры.

P.S. Если инспектор пришёл с проверкой без распоряжения — в случае с плановыми проверками, или без распоряжения и документа о согласовании проверки в органах прокуратуры (п. 4 ст. 18 294-ФЗ) — в случае с внеплановой проверкой, — знайте: это преступник. Вы имеете право не пропускать его на территорию вашей организации и как гражданин обязаны направить заявление в Генеральную прокуратуру РФ с приложением данных проверяющего и копии распоряжения. Ответственность для инспектора наступает по ст. 169 Уголовного кодекса РФ и ст. 19.6.1 КоАП РФ.

Инспектор не имеет права:
• п. 4 ст. 15 294-ФЗ — отбирать образцы продукции без оформления протокола отбора;
• п. 7 ст. 15 294-ФЗ — выдавать предпринимателям предписания о проведении за их счёт мероприятий по контролю;
• п. 11 ст. 18 294-ФЗ — требовать от предпринимателя документы, предоставление которых не предусмотрено законом;
• пп. 8 п. 2 ст. 20 294-ФЗ — привлекать к участию в проверке экспертов или экспертные организации, состоящие в гражданско-правовых отношениях с проверяемым. Например, ФГБУ «ВНИИКР» привлекать к проверкам нельзя, потому что вы имеете с ним договор на оказание платных услуг по фитосанитарной экспертизе подкарантинной
продукции.

Резюме требований
1. Полный перечень оснований для проверок:
− ваше предприятие не микро и не малое (до 31.12.2018);
− истечение трёхлетнего периода проведения плановой проверки;
− поступление в контрольно-надзорный орган достаточной информации о совершении правонарушения.
2. Виды проверок:
− выездная плановая;
− выездная внеплановая;
− документарная плановая;
− документарная внеплановая;
− предварительная проверка;
− контрольная закупка;
− административное обследование;
− плановые (рейдовые) обследования.
3. Ответственность за нарушения:
− для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей — в соответствии со статьями КоАП РФ, которые будут инкриминированы по результатам проверки. При этом привлечение к ответственности должностного лица не освобождает от административной ответственности юридическое лицо;
− для проверяющих — по ст. 169 Уголовного кодекса РФ и ст. 19.6.1 КоАП РФ.
4. Права и обязанности организации во время проверки:
− вести учёт проверок в журнале установленной формы, фото- и видеосъёмку;
− предоставить должностным лицам возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом проверки;
− обеспечить доступ проводящих проверку должностных лиц и экспертов на территорию, в здания, строения, сооружения, помещения, к используемым оборудованию, подобным объектам, транспортным средствам и перевозимым ими грузам.
5. Порядок обжалования решений проверяющей организации:
− в вышестоящий надзорный орган;
− в органы Прокуратуры РФ;
− в суд.

 

Памятка
ФИТОСАНИТАРНЫЕ ОБСЛЕДОВАНИЯ

I

Федеральным законом от 21.07.2014 № 206-ФЗ «О карантине растений» (далее — 206-ФЗ) установлено (п. 21 ст. 2 206-ФЗ), что карантинные фитосанитарные обследования проводятся должностным лицом ФОИВ, осуществляющим полномочия по контролю и надзору в области карантина растений (п. 4 ч. 1 ст. 5 206-ФЗ).

Приказ Министра сельского хозяйства РФ от 22.04.2009 № 160 «Об утверждении правил проведения карантинных фитосанитарных обследований», на который, как правило, ссылаются сотрудники РСН, утратил свою законную силу с 01.01.2015 года по следующим основаниям:
• данный приказ, в соответствии с его преамбулой, был издан в целях реализации Федерального закона от 15 июля 2000 г. № 99-ФЗ «О карантине растений» (далее — 99-ФЗ). Нормы абзаца 6 ст. 4 и ст. 12 99-ФЗ, имеющие отношение к контрольным и систематическим обследованиям, признаны утратившими законную силу с 01.01.2015 года (п. 1 ч. 1 ст. 33 206-ФЗ). Следовательно, ссылки на данный приказ №160 противоправны и могут быть обжалованы в органы прокуратуры и суд.

II

Для того, чтобы при проведении карантинных фитосанитарных обследований не были нарушены ваши права и действующее законодательство РФ, необходимо знать следующее: в соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 8 ФЗ-206 проведение карантинных фитосанитарных обследований подкарантинных объектов — это часть мероприятий по государственному карантинному фитосанитарному контролю.

Места проведения такого контроля строго определены законом (ч. 2 ст. 8 206-ФЗ). А именно: в пунктах пропуска через государственную границу, в иных местах, где оборудованы пункты карантина растений, и в местах хранения и переработки подкарантинной продукции. Таким образом, питомники, в случае отсутствия на их территории мест хранения подкарантинной продукции, с 01.01.2015 не могут обследоваться ФОИВ, за исключением случаев мониторинга карантинного фитосанитарного состояния территории РФ. Но в случае мониторинга территории (ст. 10 206-ФЗ) мероприятия проводятся без взаимодействия с предпринимателями.

В соответствии с ч. 2 ст. 16 206-ФЗ Минсельхозу поручается разработать методики и способы проведения карантинного фитосанитарного обследования. Поэтому в ближайшее время возможно появление новых подзаконных актов, регулирующих порядок проведения таких обследований. Проверки не по таким методикам — противоправны и могут быть обжалованы в органы прокуратуры.

III

Чаще всего под названием «обследование объекта» сотрудники РСН скрывают обычную незаконную проверку, и вот почему:
• в соответствии с п. 6 ст. 2 294-ФЗ совокупность мероприятий по контролю — это и есть проверка. Как бы её ни называл РСН;
• в соответствии с п. 5 ст. 2 294-ФЗ мероприятие по контролю — это обследование используемых территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств и перевозимых грузов, отбор образцов продукции, объектов окружающей среды, объектов производственной среды, проведение их исследований, испытаний, а также проведение экспертиз и расследований.

Таким образом, «обследование» — это не что иное, как проверка, следовательно, регулируется нормами 294-ФЗ.

IV

Приказом Минсельхоза России от 10.08.2017 № 390 «Об утверждении порядка немедленного извещения Россельхознадзора о доставке подкарантинной продукции, подкарантинных объектов, в том числе в элек-
тронной форме» установлен порядок извещения.

Извещать следует только о подкарантинной продукции, ввезённой в РФ или вывезенной из карантинной (заражённой) зоны (п. 2 Приказа 390). При этом извещать о продукции, произведённой на территории РФ в некарантинной зоне, не нужно. Также не нужно извещать о подкарантинной продукции, ввезённой в РФ или вывезенной из карантинной (заражённой) зоны, если ранее извещение о доставке этой продукции
осуществлялось.

В настоящее время Открытым правительством РФ (М.А. Абызов), Опорой России, Российским союзом промышленников и предпринимателей, ТПП РФ, АНРСК и другими объединениями сельхозпредпринимателей проводится активная работа для того, чтобы заставить Минсельхоз России отменить приказ № 160, противоречащий действующему законодательству и вводящий не предусмотренные законом обязанности.

21 декабря 2017 года Минсельхоз России разместил на портале regulation проект своего приказа (ID 02/08/12-17/00076617) об отмене приказа Минсельхоза России № 160 «Об утверждении Правил проведения карантинных фитосанитарных обследований». Планируется, что этот приказ будет отменён в апреле 2018 года.

Материал подготовлен по заказу АППМ.

 

 

Все публикации

Новости Все новости

Ближайшие события Все события