Аналитические материалы АППМ

ОБЗОР ПРОИЗВОДСТВА ПОСАДОЧНОГО МАТЕРИАЛА 2020

Представляем аналитический обзор, сделанный МАРКЕТИНГОВЫМ БЮРО Варфоломеевой на основе данных, полученных от 61 питомника АППМ.
Период обзора: 2016-2020 гг.
Цель обзора: определить изменение объемов производства по ключевым позициям (лиственные деревья, лиственные кустарники и декоративные лианы, хвойные, плодовые деревья, плодовые кустарники и лианы), а также проанализировать выращиваемый ассортимент.

Скачать

СТАНДАРТЫ НА ПОСАДОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЕКОРАТИВНЫХ И ПЛОДОВЫХ РАСТЕНИЙ, рекомендуемые на территории Российской Федерации

Краткое издание
Москва, 2016

Издатель:
Ассоциация Производителей Посадочного Материала
Главный редактор:
Савватеева И.А.
Редакционный совет:
Бальцер-Бондаренко Д.Е.
Безматерных А.В.
Боровков В.В., кандидат биол. наук
Потапов С.А., кандидат с.-х. наук
Седов А.Е. , кандидат с.-х. наук

Данные «Стандарты» не являются обязательными для исполнения всеми участниками рынка. Хозяйствующие субъекты могут принимать их сугубо добровольно, по собственной инициативе.
Ассоциация производителей посадочного материала рекомендует при заключении договоров между участниками рынка ссылаться на данные «Стандарты» как на определенные качественные ориентиры, признанные профессиональным сообществом.

Скачать

ПИТОМНИКИ – САДОВЫЕ ЦЕНТРЫ

Авторы:

Никулина Наталья Николаевна, генеральный директор питомника и садового центра Green Service, Казахстан

Гаврилюк Мария Борисовна, директор по маркетингу и коммуникациям cадового центра Gardens, Московская обл.

В феврале 2019 года на ХII конференции АППМ прошёл круглый стол «Питомники – садовые центры», на котором обсуждались актуальные проблемы взаимодействия, возникающие в совместной работе садовых центров и питомников.

Обсуждение стало возможным в результате использования данных анкетирования, в котором участвовали 12 садовых центров и 27 питомников – участников АППМ. Это анкетирование стало полезным исследованием, из которого можно почерпнуть очень нужную информацию о специфике работы питомников и садовых центров. Ниже предлагаем вашему вниманию обобщённые данные.

Питомники

В большей части питомников растения выращиваются и в грунте, и в контейнерах, причём часть питомников занимаются доращиванием приобретённого посадочного материала, а часть – воспроизводят посадочный материал для доращивания самостоятельно. При этом материал для доращивания в объёме 61% приобретают в российских питомниках, а 39% – в европейских питомниках. Приятная новость: питомники сообщают, что готовы увеличить долю закупки растений для доращивания до 80–100% в российских питомниках. А самыми важными факторами для закупки растений являются качество и цена.

Каждый второй питомник (АППМ) имеет свой садовый центр или торговую точку. При этом все участвующие в опросе питомники были согласны с тем, что хороший садовый центр должен иметь удобное местоположение, асфальтированный подъезд, парковку для покупателей и прогулочную зону с демонстрационными садами.

Также необходимо иметь квалифицированных продавцов-консультантов, которых необходимо сохранять на зимний период (а затраты на содержание сотрудника составляют от 120 000 до 850 000 рублей в год), вести компьютерный учёт остатков растений и сопутствующих товаров, маркировать все растения и нести затраты на рекламу. Все эти факторы способствуют успешному развитию СЦ, но требуют значительного внимания руководителя питомника и вложения определённых дополнительных средств.

Ответы на вопросы об услугах по ландшафтному дизайну и посадке растений, которые оказывают питомники своим клиентам, показали, что доход от этого направления получают только те питомники, которые берут за это деньги с клиентов, а не занимаются благотворительностью.

 

 

Питомники отметили, что от розничных продаж и от работы с садовыми центрами их доход составляет по 26%, оптовики приносят 17% дохода и ландшафтные дизайнеры – 9%.

В результате напрашивается вывод о том, что если питомники выберут себе специализацию по ассортименту растений и типу выращивания, это поможет снизить затраты на производство и получить конкурентоспособную цену на выходе. Также специализация поможет достичь высокого качества растений и обеспечить сбыт продукции. А высокое качество, доступная цена и гарантированный сбыт приведут к увеличению дохода!

При этом 81% питомников намерены увеличивать свои объёмы работ именно с садовыми центрами, так как это позволяет снизить затраты на персонал. Иными словами, это будет взаимовыгодное сотрудничество для обеих сторон: и для питомников, и для садовых центров.

 

 

Садовые центры

В анкетировании садовых центров приняли участие 12 организаций. К сожалению, цифра невелика. К тому же в опросе преимущественно участвовали небольшие садовые центры, работающие при питомниках (81% из них – садовые центры площадью до 60 соток, и только 19% – от 1 га и больше).

С другой стороны, до сегодняшнего дня никаких исследований о рынке СЦ не проводилось, и это – единственные количественные данные, на которые можно ориентироваться. Прекрасно, что эта информация появилась.

Как показало исследование, основная отличительная особенность и, если можно так сказать, специализация садовых центров заключается в том, что они не просто занимаются продажей растений. Они предоставляют услуги. Чем больше набор услуг, чем удобнее и приятнее находиться в садовом центре, тем более привле
кательным он выглядит для покупателей.

Наличие асфальтированной дороги, ведущей к садовому центру, парковки и прогулочной зоны, магазина сопутствующих товаров – это не просто желание руководства, а обязательные инвестиции, которые связаны с удобством и комфортом покупателей. Согласно опросу, эти инвестиции могут составлять до 6 млн руб. для маленьких СЦ и до 14 млн руб. – для крупных.

Растения в СЦ требуют тщательного ежедневного ухода. Полив, обработка, прополка занимают достаточно времени и требуют немалых затрат на сотрудников, на уходных работах бывает занято до 12 человек! Кстати, средняя стоимость труда сотрудника составляет от 360 000 до 850 000 руб. в год.

 

 

СЦ стараются поддерживать высокий уровень профессионализма сотрудников – 92% из них проводят обучение. Все 100% СЦ проводят дни открытых дверей и другие мероприятия, положительно сказывающиеся на лояльности клиентов, расходуют средства на рекламу для привлечения новых клиентов, оказывают огромное количество услуг: 70% СЦ предоставляют своим клиентам услуги по посадке растений, услуги садовника и консультации агронома.

Основным клиентом СЦ является розничный покупатель (от 50 до 90%), однако ландшафтные дизайнеры имеют также немалый вес (до 30%), значимые доли занимают также девелоперы и строительные организации. При этом 72% СЦ занимаются совсем не своей специализацией – доращиванием растений. Делают они это исключительно для снижения себестоимости продукции.

 

 

Нужно отметить тот факт, что все СЦ имеют успешный опыт работы с российскими питомниками: объём их продукции составляет в среднем от 20 до 50%.

Среди российских питомников, которые сочетают все необходимые параметры для плодотворного сотрудничества, были отмечены:

Питомники плодовых растений: Сады Урала, Опытно-селекционный питомник, Агроусадьба Татаринцева, Мичуринский питомник Грезневых, Садовый питомник Прессинг, Школьный сад, Племзавод Майский.

Питомники декоративных растений: Императорский, Питомник Савватеевых, Питомник КОРНИ, Ниваки, Ярус, Мир растений, Лесково, АГРО, Питомник АСТ, Егорьевский, ПОИСК, Питомники ГАВРИШ, Адмирал.

ВСЕ садовые центры, без исключения, высказали своё твёрдое желание наращивать оборот растений из российских питомников – некоторые готовы перейти даже на 80–100% материала российского производства.

Вместе с тем есть некоторые препятствия, которые мешают этому процессу. Во-первых, российским питомникам необходимо увеличивать ассортимент растений и размерную линейку по ряду категорий растений (аллейные и кустовые деревья, солитерные кустарники; хвойные деревья, лианы, розы, плодовые деревья в контейнерах, а также растения для доращивания (полуфабрикат), т.е. черенки в кассетах, Р9 и ОКС.

Одновременно с ассортиментом необходимо очень активно работать над качеством материала; нужно построить чёткую систему работы с оптовыми покупателями, которая была бы более чёткой с точки зрения цен на продукцию питомника для СЦ и для других групп покупателей; заключать контракты с крупными
СЦ на выращивание растений; изменить условия оплаты – отказаться от полной предоплаты. Также очень важно выполнять сроки поставки и более тщательно работать с рекламациями.

Итоги обсуждения

После демонстрации результатов этого опроса состоялась дискуссия, в которой участвовали питомники, садовые центры и ландшафтные дизайнеры. Ниже предлагаем вашему вниманию некоторые выводы и рекомендации, сделанные обеими сторонами в результате этой дискуссии.

В результате обсуждения и на основе проведённого анкетирования пришли к общим выводам:

  • рекомендовать питомникам и садовым центрам наладить и поддерживать обратную связь между отделом продаж питомника и СЦ для быстрого решения всех возникающих вопросов, а если не решается на уровне сотрудников – выходить на директора;
  • рекомендовать питомникам делать фотографии отобранного посадочного материала для клиента на площадке и при загрузке и отправлять эти фотографии покупателю по WhatsApp;
  • добавить к Стандартам на посадочный материал, разработанным АППМ, описание того, как выглядит качество при разных размерах растений;
  • организовать структуру на базе АППМ, которая сможет печатать красивые цветные этикетки с описаниями для маркировки растений;
  • стремиться к специализации питомников;
  • рассмотреть возможность подавать рекламации на копаные растения и растения с ОКС через 2–3 месяца после отгрузки их из питомника в садовый центр, а рекламацию по контейнерным растениям предоставлять в течение 1–2 дней с момента получения растений клиентом и не включать в расчёт затраты на транспортировку;
  • создать инструкцию по заполнению рекламаций с перечнем всех документов;
  • рекомендовать питомникам иметь отдельного сотрудника по качеству растений;
  • питомникам рассмотреть разные размеры скидок для оптовых клиентов и самую максимальную по размеру скидку предоставлять садовым центрам;
  • размер предоплаты и дату окончательного расчёта по товару прописывать в юридическом договоре;
  • рекомендовать питомникам рассмотреть вопрос о возможности предоставления рассрочки платежа за растения на срок до 3 месяцев с даты отгрузки;
  • создать при АППМ лабораторию для определения причины гибели растений;
  • питомник рекомендует садовым центрам заказывать и выставлять весь ассортимент растений, имеющихся в питомнике, и не снимать маркировку производителя с растений, а в открытую говорить клиентам о происхождении посадочного материала (из какого он питомника);
  • налаживать личный контакт между владельцами питомников и садовых центров – визиты питомников в садовые центры, для того чтобы питомники наглядно видели, как ухаживают за их растениями в садовых центрах.

Уверены, что на все эти параметры стоит обратить внимание! Конечно, в рамках одной встречи невозможно было прийти к конкретным договорённостям или кардинально изменить точку зрения на данный вопрос, однако первый шаг сделан, и он очень важен: каждая сторона высказала свою позицию, рассказала о наболевших проблемах. Главный залог успеха – взаимодействие, понимание нужд и потребностей своего партнёра. И первый шаг к этому был сделан во время этого круглого стола.

 




ДОГОВОР ПОСТАВКИ С УСЛОВИЯМИ О КАЧЕСТВЕ ТОВАРА

Предлагаем образец договора на поставку растений, составленный юристом АППМ на базе «зеленых стандартов качества».

В документе четко прописаны критерии качественного и некачественного материала, обязательства и ответственность сторон, возможные формы оплаты и другие важные моменты отношений поставщика и заказчика.

Документ можно использовать в работе как в настоящем виде, так и с дополнениями, сделанными с учетом конкретных ситуаций.

Скачать

КОНСПЕКТ АНАЛИТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА «ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЫНКА САЖЕНЦЕВ В РОССИИ»

Автор Конспекта - М.Е. Варфоломеева, Маркетинговое Бюро Варфоломеевой.
Источник - аналитический материал «Рынок саженцев в России – 2020. Показатели и прогнозы»,
компания-разработчик Tebiz Group. Период охвата 2015 – 2019 гг., прогноз 2020-2029 гг.
Источник предоставлен Ассоциацией Производителей Посадочного Материала.
Источник содержит данные Федеральной службы государственной статистики РФ (ФСГС РФ), Федеральной таможенной службы РФ (ФТС РФ), Министерства экономического развития РФ, Федеральной налоговой службы РФ (ФНС РФ), а также экспертные комментарии, материалы конференций, собственную базу данных компании-разработчика, данные интернет, СМИ, отраслевых изданий.


РОССИЙСКИЙ РЫНОК ПОСАДОЧНОГО МАТЕРИАЛА Информационно-аналитический обзор

Данные были предоставлены компаниями в конце 2016 — начале 2017 года.

Материал подготовлен Маркетинговым бюро Варфоломеевой по заказу Ассоциации Производителей Посадочного Материала
Консультант: Тимофеенко Е.И., дендролог

Материал основан на данных, предоставленных производственными компаниями — членами Ассоциации Производителей Посадочного Материала (АППМ). Обзор может быть интересен производственным и торговым компаниям, которые оперируют на российском рынке посадочного материала или планируют сделать это в ближайшей перспективе; государственным и некоммерческим организациям, представляющим интересы российских питомниководов. Несмотря на то что исходные данные ограничены компаниями, входящими в состав АППМ, обзор дает возможность сориентироваться в текущем положении дел и тенденциях, характерных для производственного сегмента. Данные позволяют в целом охарактеризовать земельные площади, которые занимают компании, и оценить производственные мощности.

Прикладной аспект обзора дает возможность производителям посадочного материала на общем фоне оценить свои позиции в отраслевом сегменте, определить на основании изложенных количественных и качественных характеристик различных показателей новые тактические шаги в развитии своего бизнеса.

В обзор включены результаты исследования:

- Общие и освоенные земельные площади.
- Земельные площади по их функциональному использованию
- Специализация компаний по способу выращивания растений
- Производственные мощности:

  • Лиственные деревья
  • Лиственные кустарники
  • Хвойные культуры
  • Плодовые деревья
  • Плодовые кустарники
  • Лианы декоративные
  • Лианы плодовые
  • Розы
  • Рододендроны
  • Многолетние и однолетние цветы
  • Земляника садовая

 



Скачать

Введите код

  

Новости Все новости

Ближайшие события Все события